Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.06.2022 № 1637-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голубева Игоря Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 302 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», подпунктом «ж» пункта 35, подпунктами «в», «г» пункта 36, абзацем первым пункта 124, пунктом 194, абзацами первым, вторым и шестым пункта 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения»

28, Июня 2022

Суть жалобы:

По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат статьям 1 (часть 1), 6 (часть 2), 8 (часть 1), 15 (части 2 и 3), 18, 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 42, 55 (часть 3), 57 и 58 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они с учетом их толкования в правоприменительной практике устанавливают презумпцию превышения загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для отдельных видов хозяйственной деятельности (включая деятельность заявителя), изменяют компенсационный характер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на фискальный, фактически превращая его в налог, но только для отдельных категорий части абонентов, нарушая при этом конституционные принципы равного и соразмерного налогообложения, возлагая на заявителя обязанность производить плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без учета их состава и свойств, нарушая конституционные гарантии защиты собственности.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды – исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, – должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан (Постановление от 5 марта 2013 года № 5-П).

В силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод (пункт 3 части 1 статьи 3). Оспариваемые заявителем положения содержат правовое регулирование, преследующее указанные конституционно-значимые цели.

Установление же упрощенного порядка начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (с применением расчетного метода по установленной формуле) позволяет, не нарушая справедливого баланса частных и публичных интересов, обеспечить эффективность комплекса мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе за счет сокращения организационных и финансовых издержек организаций, осуществляющих водоотведение.

При этом абзацем восьмым пункта 203 Правил № 644 предусмотрено, что, если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728) произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 203 Правил № 644, а также в случае принятия названной организацией для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы определяется в соответствии с пунктом 197 данных Правил.

Таким образом, оспариваемые положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте, в том числе c учетом содержащего в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2021 года № 23350-ИФ/04 разъяснения о том, что в случае, когда имеется физическая возможность отбора проб сточных вод абонента отдельно от сточных вод других абонентов и организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствующем расчетном периоде был произведен отбор проб сточных вод или принята к контролю декларация, пунктом 203 Правил № 644 установлен приоритет результатов анализов отобранной пробы сточных вод и декларации и, следовательно, плата должна быть рассчитана в соответствии с пунктом 197 Правил № 644.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.