ТЦО
Материалы рубрики
старший юрист юридической компании
Предметом спора компании стал отказ налоговых органов применять метод определения рыночной цены, названный в НК РФ первым
Каковы требования к документальному оформлению и процедуре отнесения на вычеты стоимости услуг зарубежной управляющей компании? Наличие каких документов свидетельствует о факте оказания этих услуг для целей налогообложения в Казахстане? На эти и другие вопросы предлагает ответы автор статьи
Уважаемые читатели! С этого номера наш журнал начинает публиковать отзывы и рецензии на наиболее значимые и актуальные исследования в области налогового права. Надеемся, что предложенные новации налоговой мысли окажутся полезными в вашей практической работе.
Независимо от концепции предстоящих изменений в законодательной регламентации контроля трансфертного ценообразования для целей налогообложения важно обеспечить баланс публичных и частных интересов. С одной стороны, требуется эффективный государственный контроль. С другой — необходимо предусмотреть защиту от неоправданного вторжения в хозяйственную деятельность и предотвратить превышение служебных полномочий, ошибки и злоупотребления. Для обеспечения такого баланса следует продумать и внедрить систему естественных сдержек и противовесов.
Перечень сделок и лиц, на которые распространяются положения о налоговом контроле, можно признать, пожалуй, самым актуальным и спорным вопросом при реформировании законодательных положений о трансфертном ценообразовании.
По мнению автора, существующая редакция пункта 12 статьи 40 НК РФ не соответствует Конституции РФ и основному принципу налогообложения — налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Это порождает многочисленные проблемы и для налогоплательщиков, и для налоговых органов, о чем свидетельствует противоречивая арбитражная практика.
Положения статьи 40 НК РФ, безусловно, стоят на страже интересов бюджета, исключая возможность уклонения от уплаты налогов путем искусственного занижения цен на товары, работы или услуги. С другой стороны, применение норм данной статьи может привести к чрезмерному и экономически необоснованному налогообложению, когда интересы налогоплательщиков оказываются неоправданно ущемленными в пользу интересов фискальных.
Налоговые органы достаточно активно пользуются предоставленным им статьей 40 НК РФ правом в определенных случаях проводить проверку соответствия применяемых налогоплательщиком цен рыночному уровню, о чем свидетельствует значительное количество арбитражных споров. В данной статье приводятся результаты анализа 263 постановлений· федеральных арбитражных судов за 2006—2007 гг.
А.В. Грачев,
юрист отдела
налогового
стимулирования
Минэкономразвития России
Необходимость реформирования 20-й и 40-й статей НК РФ становится все более очевидной.С учетом отрицательного опыта реформы трансфертного ценообразования в 2004 году Минфином России совместно с Минэкономразвития России были предприняты усилия по созданию нового законопроекта. В результате сегодня, после длительной и кропотливой работы, должна быть сделана новая попытка разрубить гордиев узел трансфертного ценообразования.
В настоящее время налоговый контроль за ценообразованием остается острой проблемой, решением которой озадачены представители бизнеса и органов власти. Не случайно в Минфине России готовятся предложения по улучшению ситуации. Редакция журнала «Налоговед» предлагает читателям основные положения предложений Минфина России, озвученные заместителем министра финансов РФ Сергеем Дмитровичем Шаталовым на одной из встреч с участниками Ассоциации европейского бизнеса.