Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Альтернативный взгляд на динарий кесаря

18, Сентября 2023

В истории налогообложения традиционным считается подход, в соответствии с которым первой формой налогообложения была дань с покоренных народов. Что представлялось вполне логичным. Победоносный поход призван был компенсировать расходы на его организацию, пополнить казну, расширить территорию и закрепить политический вес и превосходство, наложив дань на покоренный народ - иногда вполне терпимую, но чаще всего непомерную.

Но существует и альтернативный подход к истокам налогообложения, в соответствии с которым первой формой налогов было жертвоприношение. Подобный подход, конечно, совершенно не укладывается в знакомую нам формулировку Налогового кодекса, где налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж. В случае с жертвоприношением возмездность налицо: умилостивив богов, жертвователи небезосновательно рассчитывали на победу в сражении, благоприятные погодные условия, попутный ветер, богатый урожай, свое здоровье, болезни врагов и недругов и далее по списку…

Перенесемся в Древний Египет.

Великий фараон Сесострис I, правивший около 2000 г. до н.э., описывал свое положение таким образом: «Боги сделали меня пастухом этой земли, ибо они знали, что я сохраню в ней порядок для них». Ибо египтяне считали, что солнце, будучи главным элемент мироздания, должно иметь своего двойника на земле. И вот здесь-то и происходила подмена понятий: обязательность жертвоприношения богам (как возмездное действие но, говоря откровенно, авансирование всяческих благ и милостей, получаемых от богов) отождествлялась с обязанностью по уплате налогов, установленных фараоном - двойником богов на земле. И в этой ситуации формула «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (об этом можно прочитать Динарий кесаря. Ответ, которого никто не ожидал) уже не работает.

Существенные изменения в налоговой системе Египта произошли во время и после правления фараона Эхнатона, который оставил свой след в истории попыткой ввести единобожие. Попытка эта потерпела неудачу, налоговые новации сохранились, но в Египте начался медленный упадок. В результате реформ налоговые доходы бюджета сократились вдвое, и причиной тому была вовсе не система льгот и преференций. Эхнатон попытался уничтожить традиционную для Древнего Египта систему многобожия и заменить ее культом одного Бога – Атона, символизировавшего солнце. Фараон и предположить не мог, что его реформа, а вернее сказать, переворот, приведет к падению процветавшей двухтысячелетней колониальной империи Египта. На протяжении следующей тысячи лет Египтом правили ассирийцы, вавилоняне, персы, греки и римляне.

Попытаемся посмотреть на ситуацию глазами египетского обывателя. Заметим, у них не было дилеммы, которая позже встанет перед иудеями, когда Иисус Христос задаст вопрос: «Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних?» (об этом можно прочитать Т. Мазаччо «Чудо со статиром». Или заметки о налоговой дисциплине) и подведет итог: значит, сыны свои свободны….

В Египте налог платили все подданные метрополии и колонии, кроме, конечно, чиновников высокого ранга, жрецов и писцов. Последние выполняли роль сборщиков налогов, аудиторов и контролеров в одном лице. Для подданных фараон был наделен божественной властью и защищать их он мог не хуже любого божества данной ли ему властью, силой ли, либо возможностью на своих условиях договариваться с древними богами.

Сбор налогов в Древнем Египте.

Источник: http:// egyptopedia.info/images/stories/Original/culture

Фараон для египтян был земным воплощением бога. Благоприятная погода, обильный урожай, победы в сражениях, - все было личной заслугой фараона, приписывалось его божественной силе. Религия была основной опорой величия и власти фараона. Когда блеск его величия потускнел, империя неизбежно рухнула. И если Эхнатон утверждал, что существует только один бог – Атон, то, следовательно, в глазах подданных, фараон перестал быть одним из могущественных богов, что подрывало логику системы возмездности (возможно, кажущейся - возможно, реальной) при уплате налогов и податей.

Увлеченный религиозной реформой, Эхнатон на протяжении многих лет не демонстрировал ни свои войска, ни себя, вследствие чего вассальные территории потеряли веру в фараона. Правители же этих территорий, перестав получать богатые дары от фараона (в Древнем Египте была распространена система ответных выплат), были лишены всяческих стимулов собирать налоги в пользу метрополий. При создавшемся вакууме власти хеттам не составило особого труда захватить Сирию и Палестину, лишив Египет богатых территорий, плативших подати.

Казна, оскудевшая без налоговых доходов от вассальных территорий, была не в состоянии покрыть потребности на перестройку старых и создание новых храмов и сооружений, возводимых в соответствии с требованиями монотеистического культа Атона – Солнце. В метрополии ситуация со сборами налоговых доходов была не лучше. Жрецы нового культа требовали все больше льгот и преференций, а также налоговый иммунитет, дававший право оставлять в своем распоряжении собранные налоги и подати. А с учетом того, что примерно треть всех земель принадлежала храмам, это огромные суммы недополученных казной доходов. Затаившиеся жрецы старого культа вели подрывную работу, подчеркивая все военные и финансовые неудачи фараона, демонстрировавшие отсутствие у него божественной силы. В итоге фараон перестал быть воплощением бога для всех египтян, что привело к децентрализации финансовой системы и падению великой империи.

Но было в числе деяний Эхнатона одно весьма успешное предприятие, оставившее след в истории.

В годы его правления выработался новый художественный стиль, сломавший старые каноны искусства. В портретных изображениях семьи фараона просматриваются черты реализма и определенной светскости. Отвергнув предыдущий монументальный канон, новый стиль являет неведомые ранее динамику, объем, гибкость линий и даже определенную чувственность. Изображения фараона и его семьи уже не идеализированы, правда, и все физические недостатки, а также генетические погрешности тоже налицо.

Голова Эхнатона.

Розенкрейцерский египетский музей, Сан-Хосе


Надежда Башкирова