Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Т. Мазаччо «Чудо со статиром». Или заметки о налоговой дисциплине

28, Марта 2022

Томмазо Мазаччо, «Чудо со статиром», 1425–1427  гг.

Флоренция. Невероятный по красоте город, в котором путешественник обречен пережить синдром Стендаля[1]. В церкви Санта-Мария-дель-Кармине нас встречает фреска итальянского мастера Мазаччо «Чудо со статиром».

Работа очень нетипична для своего времени. В эпоху Возрождения фрески писали статично, люди были строго геометричны двухмерны, их изображали с плоскими лицами, без теней. У Мазаччо ткани одежд имеют драпировку, что придает им объем, а герои отбрасывают тени, что привносит ощущение реальности.

Для своей фрески живописец выбрал библейский сюжет, повествующий о путешествиях Христа с двенадцатью апостолами. На их пути был Капернаум, в библейские времена он представлял собой рыбачий поселок и таможню на пути из Кесарии, тогдашней столицы Иудеи, в Дамаск. Чтобы войти в Капернаум, необходимо было заплатить налог, равный одной дидрахме (античная монета, один статир равен двум дидрахмам). Библия повествует, что апостол Петр поймал рыбу и во рту нашел одну монету (статир), которая и была уплачена в качестве пошлины за двоих.

Обратимся к первоисточнику:

24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних?

26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны;

27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

(Мф 17. 24–27)

Что интересно нам? Во-первых, Христос демонстрирует гипертрофированную налоговую дисциплину. Налоговая обязанность, связанная с оплатой пошлины, на него и его ученика не распространялась, потому как к рассматриваемому периоду Иудея уже более двадцати лет была частью Римской империи. Однако, чтобы не возбуждать лишние споры, не быть источником распрей и не провоцировать сборщиков пошлин и податей, Христос решает уплатить требуемое. Не пример ли это налоговой дисциплины, которую сегодня мы не часто встречаем.

И вот второй момент, который нельзя оставить без внимания. Среди учеников Христа - Иуда, выполняющий обязанности, говоря современным языком, казначея. При Иуде находится деревянный ящичек, в который собирают пожертвования. Не проще ли было не посылать Петра к морю, а взять монету из собранных пожертвований? Христос не пользуется этой возможностью, демонстрируя бережное отношение к целевым фондам, как бы показывая нам, что данные средства должны использоваться строго по назначению.

А теперь посмотрим на сам способ получения денег: показывая необычный способ извлечения статира, Христос тонко иронизирует над нерациональной системой налогов в Римской империи.

Следует отметить, что искусствоведы до сих пор выдвигают различные версии, почему именно этот сюжет включен Мазаччо в цикл фресок для церкви Санта-Мария-дель-Кармине. Существует мнение, что этим он хотел подчеркнуть законность налогов, которые вводились в конце первой четверти XV века во Флорентийской республике. Флорентийская казна была опустошена продолжительной войной с Миланом, и существовавших непрямых налогов (пошлин и акцизных сборов - gabelle) оказалось недостаточно, чтобы восполнить бюджетный дефицит. Период написания фрески совпадает с введением во Флорентийской республике крайне непопулярного катасто (кадастр) – прямого налога, объединяющего черты имущественного и подоходного налогообложения.

Был ли мастер Мазаччо искренним приверженцем налоговой реформы и ее популяризатором или просто выполнял заказ, узнать нам не дано.

[1] Синдро́м Стенда́ля или флорентийский синдром — психогенная реакция, характеризующаяся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями, которые вызывает стресс от эстетических переживаний.


Н.Н. Башкирова