Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Динарий кесаря. Ответ, которого никто не ожидал

19, Июля 2023

Сказочным великолепием отличался двор Феррары, все дышало роскошью и утонченной красотой. Изящество манер, куртуазная культура, богатство не показное, а настолько естественное, что стиралась грань между реальной жизнью и сюжетами, воспеваемыми в рукописях французских рыцарских романов и балладах провансальских трубадуров. Балы, маскарады, турниры, спектакли – вечный праздник жизни, в котором особым изыском было покровительство искусству и наукам. Богатство города - герцогства было прочно обеспечено удобством путей сообщения с Болоньей, Вероной и Венецией, торговля процветала, а бастионная система укреплений города была надежной гарантией спокойствия. Римские папы с ревностью взирали на это богатство и великолепие, тщетно пытаясь в XV-XVI веках вернуть давно утраченную власть над Феррарой, формально входившей в папские владения.

Практически все правление герцога Феррары Альфонсо I д’Эсте прошло в стремлении спасти свое государство от настойчивых попыток Ватикана его поглотить.

Примерно в 1515 г. герцог обращается к блестящему венецианскому художнику Тициану со своим первым заказом – написать полотно, темой которого будет лозунг борьбы герцогства с римским престолом «Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево». Глубокий философский смысл сюжета нашел отражение в творении великого художника. А сам заказчик нашел для картины вполне подходящее место: она украсила дверцу шкафа, в котором хранилась бесценная коллекция античных монет, часть из которых была даже древнее, чем сюжет, изображенный художником.

«Динарий кесаря» Тициан. 1516 год

Галерея старых мастеров, Дрезден

В течение вот уже двух тысячелетий этот библейский сюжет является объектом многочисленных интерпретаций, а фраза используется для попыток выяснить отношение христиан к государству и обосновать непростые взаимоотношения между церковной и светской властью.

Обратимся к первоисточнику (этот эпизод присутствует в трех из четырех Евангелие: от Марка, Луки и Матфея):

13И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

14Они же, придя, говорят Ему: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать?

15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

16Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

17Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Евангелие от Марка,

гл. 12, ст. 13-17

В оригинальном тексте употреблено слово δηνάριον (dēnarion). Традиционно принято считать, что это был римский динарий с изображением правившего тогда императора Тиберия. Среди нумизматов бытует также версия, что это мог быть динарий с изображением Августа, Гая Юлия Цезаря, Германики или Марка Антония, так как и монеты предыдущих правителей не изымались из оборота и также имели хождение.

Итак, в чем же глубинная сущность вопроса, заданного фарисеями, и изящество ответа Христа?

Кажущаяся простота вопроса: позволительно (и надо ли) платить подать кесарю. Речь идет о вполне конкретном налоге – подушной подати, которая была установлена в 6м году нашей эры по результатам переписи населения, проведенной римским наместником Квиринием по указанию кесаря Августа. Той самой переписи, для участия в которой Иосифу и Марии пришлось отправиться в город Вифлеем, где и родился Иисус Христос. Именно этот налог, а точнее массовое недовольство им среди иудеев, стало причиной восстания, которое поднял Иуда Галилеянин. Восстание было подавлено, но недовольство осталось, оно тлело и достаточно было искры… 

Каверзность вопроса заключалось в том, что вот уже более двадцати лет, с тех пор как Иудея стала римской провинцией, ее жители обязаны были платить Риму подать, такое положение дел вызывало общее негодование, перераставшее порой в акты открытого неповиновения и бунта. Задавать тот вопрос, который фарисеи задали Иисусу, значило, по их представлениям, наверняка получить ответ, который дал бы повод обвинить Иисуса в неповиновении римской власти, подстрекательству к восстанию. Однако столь же плохим, но теперь в глазах иудеев, был бы положительный ответ, который подтверждал диктатуру ненавистного Рима. Так что два ожидавшихся ответа Христа могли и должны были тут же вызвать гнев, а быть может, и более резкие действия либо тех, либо других.

Ответ же, который услышали вопрошавшие, был тщательно обдуман и отличался глубиной. Христос, видимо, не обратил никакого внимания на основание вопроса – на права кесаря в отношении иудеев, и, вопреки желанию фарисеев, не сказал об этих правах, а обратился он к непреложной для современников истине: чья монета, того и царство.

Для того, чтобы ситуация окончательно обрела ясность для нас, живущих через две тысячи лет после описываемых событий, нужно добавить следующее: основой для храмовых расчетов был священный сикль (шекель). Эквивалентом одного священного сикля были тирский статир и тетрадрахма. Таким образом, в разных сферах жизни использовались две разные денежные системы: подати Риму платили римскими динариями, а в Иерусалимский храм приносили тирские статиры или священные сикли. Совершенно очевидно, что на священном сикле профиля кесаря не было. Функционирование двух денежных систем привело к развитию деятельности менял, которые брали комиссию за услуги. Но это уже другая история...

«Христос и монеты для подати». Густав Доре.

Гравюра к изданию Библии La Grande Bible de Tours, выпущенной в 1866 г.


Надежда Башкирова