Налоговые новации Минфина России. Разъясняет С.Д. Шаталов
В настоящее время налоговый контроль за ценообразованием остается острой проблемой, решением которой озадачены представители бизнеса и органов власти. Не случайно в Минфине России готовятся предложения по улучшению ситуации. Редакция журнала «Налоговед» предлагает читателям основные положения предложений Минфина России, озвученные заместителем министра финансов РФ Сергеем Дмитровичем Шаталовым на одной из встреч с участниками Ассоциации европейского бизнеса.
В Минфине России подготовлен доклад Правительству РФ об основных направлениях налоговой политики на ближайшие три года. В докладе будут представлены в том числе предложения по реформированию действующего законодательства о трансфертном ценообразовании. Есть также намерение в течение полутора лет разработать еще несколько законопроектов, в частности о консолидации налогоплательщиков при уплате налога на прибыль. Эта тема с подачи Минфина России обсуждалась на протяжении нескольких последних месяцев и позитивно воспринята налогоплательщиками. Но предстоит сделать еще многое, чтобы этот институт стал работоспособным и удобным как для государства, так и для налогоплательщиков.
Государственной Думой уже принят в первом чтении законопроект об отмене с 1 января 2008 года налогообложения дивидендов, получаемых российскими компаниями от других компаний, участие в которых квалифицируется как стратегическое. В развитие этих предложений в 2007 году будет подготовлен налоговый законопроект в отношении иностранных контролируемых компаний, с тем чтобы ввести этот институт в 2008—2009 годах.
Кроме того, планируется пересмотреть порядок определения налогового резидентства в России для юридических лиц. В настоящее время этот институт законодательно не закреплен, а налогообложение осуществляется на основании того, является компания российской или иностранной. Это требует уточнений, ориентироваться следует не на место государственной регистрации, а на то, в какой стране она ведет деятельность и где находятся ее управляющие органы.
Контроль за трансфертным ценообразованием
Давно ожидаемый законопроект об изменениях в налогообложении, содержащий ряд новаций, в частности в области трансфертных цен, будет подготовлен в первые месяцы 2007 года.
Минфин России работает над разрешением давно назревших проблем, связанных с применением статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ: как определять взаимозависимых лиц и как применять правила трансфертного ценообразования и его корректировку в целях налогообложения.
По нашему мнению, здесь необходимы серьезные изменения. При подготовке законопроекта были внимательно изучены международная практика и те изменения, которые происходят в странах, где законодательство о трансфертном ценообразовании существует несколько десятилетий, а также в странах Восточной и Центральной Европы, где эта тема возникла сравнительно недавно.
Мы стремимся создать правовую систему, которая учитывала бы и лучший международный опыт, и исторические особенности России. Российское законодательство не может быть абсолютно тождественно международному, так как у нас есть своя специфика, своя правоприменительная практика.
Каковы возможные подходы к определению взаимозависимости лиц?
Специальные правила налогообложения при трансфертном ценообразовании должны касаться прежде всего взаимозависимых лиц, поэтому важно законодательно определить, какие лица и при каких обстоятельствах будут признаваться взаимозависимыми. Сегодня эти вопросы регулируются статьей 20 Налогового кодекса РФ. Несмотря на то что по формальным признакам взаимная зависимость определяется в предельно ограниченном числе случаев,
статья 20 НК РФ содержит нормы, в соответствии с которыми суд может признать взаимную зависимость практически всегда, основываясь на том, что отношения между сторонами сделки могли повлиять на ее результаты. Такой подход порождает широкую зону неопределенности, поскольку в значительной степени переводит квалификацию отношений сторон в сферу судебного усмотрения.
Мы полагаем, что перечень формальных признаков, на основании которых может быть признана взаимная зависимость, должен быть расширен по сравнению с тем, который используется в настоящее время. Налогоплательщики должны ясно представлять, в каких случаях налоговые органы могут контролировать цены сделок и предъявлять по ним претензии. Налогоплательщикам необходимо предоставить возможность определять связанные с этим риски и предпринимать необходимые меры для защиты своих интересов.
При этом следует сохранить возможность признания взаимной зависимости в судебном порядке, указав суду четкие ориентиры, что будет способствовать повышению качества принимаемых решений. Такая позиция пока не находит поддержки Минюста России, но тем не менее указать базовые принципы важно, чтобы в будущем избегать тех проблем, с которыми часто приходится сталкиваться в настоящее время.
Контролируемые сделки
Следует сократить количество контролируемых сделок. В настоящее время под налоговый контроль подпадают сделки между взаимозависимыми лицами, все внешнеторговые сделки, все бартерные сделки и сделки, по которым отклонение от применяемых налогоплательщиком цен по идентичным товарам (работам, услугам) в течение непродолжительного времени составляет более 20%. По всем таким сделкам налоговые органы имеют право осуществлять специальный контроль ценообразования и начислять налоги при отклонении цен сделок от рыночных цен.
В законопроекте остается контроль сделок между взаимозависимыми лицами и бартерных сделок. Предусмотрено сокращение контроля внешнеторговых сделок — контроль предполагается сохранить в отношении сделок с биржевыми товарами, такими как нефть и металлы, с объектами интеллектуальной собственности и имущественными правами, а также сделок, где велики риски злоупотреблений, прежде всего с офшорными зонами, то есть с теми юрисдикциями, где либо низки ставки налогов, либо отсутствуют соглашения об обмене информацией в налоговых целях.
Мы полагаем возможным исключить нормы, касающиеся контроля тех сделок, где цена существенно отличается от применяемых налогоплательщиком в течение непродолжительного времени.
Что считать рыночной ценой?
Сегодня рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как некоторое фиксированное значение, исчисленное на основании сделок, осуществленных в сопоставимых условиях между независимыми партнерами. При этом корректировка цены в целях налогообложения не производится, если цена сделки укладывается в 20-процентный коридор вокруг рыночной цены.
Мало того, что такой механизм трудно реализуем на практике, он еще и методологически неверен, поскольку фактически не признает рыночными цены, попадающие в указанный коридор, хотя и не наказывает за их применение.
Правильнее говорить не о рыночной цене и диапазоне отклонения от нее на 20%, а о диапазоне рыночных цен, определяемом на основании сопоставимых сделок. При этом обычно из всего диапазона исключаются нижний и верхний квартили, а остающийся промежуток полагают искомым диапазоном рыночных цен.
Предполагается на законодательном уровне расширить количество методов, используемых для обоснования или проверки правильности ценообразования, а также отказаться от иерархии методов, взяв за основу доктрину «наилучшего метода».
Документальное оформление ценообразования
Предлагается усовершенствовать механизм обоснования применяемых налогоплательщиком цен. Лица, признаваемые взаимозависимыми по формальным признакам, должны будут иметь документацию, обосновывающую используемое ими ценообразование. Налогоплательщик должен будет описать организационную структуру бизнеса, участников, привлекаемые ими активы и принимаемые риски и обосновать ценообразование. Эти документы будут храниться у налогоплательщика и представляться налоговым органам по их требованию.
По сделкам с взаимозависимыми лицами налогоплательщик должен будет по итогам года представлять в налоговые органы специальное заявление (приложение к налоговой декларации) о сделках с такими лицами.
По нашему мнению, не имеет смысла проверять все сделки с взаимозависимыми лицами. Следует установить разумный порог, по достижении которого все сделки с одним лицом в течение года должны сопровождаться подготовкой документов, обосновывающих ценообразование.
Предварительное согласование цен
Прежде Минфин России занимал жесткую позицию в вопросе о возможности предварительного согласования цен в случае сделок между взаимозависимыми лицами. Сегодня мы полагаем, что такие соглашения в принципе возможны, но они не должны стать повседневной практикой. Чтобы избежать коррупции, процедура принятия таких решений должна быть максимально прозрачной.
Такие решения должны приниматься на высоком уровне, при полной уверенности государства в их правильности. Соглашения должны фиксировать не цену, а метод, на основании которого определяется цена, и если в дальнейшем используется именно такой метод, то претензий со стороны налоговых органов не будет.
Бизнес, предлагая государству такое соглашение, должен открыть всю необходимую информацию — как он организован, кто в нем участвует, какие выполняет функции, какие берет риски, какие привлекает активы, как распределяется прибыль между участниками. Соглашение может заключаться на срок до 5 лет и продлеваться на 2—3 года.
Особо хочу подчеркнуть, что налоговое законодательство не покушается на свободу волеизъявления сторон и не предписывает участникам сделки использовать те или иные цены. Но налоги должны быть исчислены и уплачены так, как если бы цены были рыночными. Соответственно налогоплательщик должен иметь возможность подавать налоговую декларацию с учетом указанных обстоятельств, самостоятельно корректируя налоговое обязательство исходя из рыночных цен.
Это базовые позиции законопроекта, который в настоящее время разрабатывается в Минфине России.
Темы, затронутые С.Д. Шаталовым, вызвали большой интерес аудитории, последовали многочисленные вопросы. Редакция журнала «Налоговед» приводит ответы заместителя министра финансов РФ на вопросы бизнес-сообщества.
Вопрос. Следует ли при корректировке налоговых обязательств в случае трансфертного ценообразования корректировать и таможенную стоимость?
Ответ. Таможенная стоимость важна для уплаты таможенных сборов и таможенной пошлины при перемещении товара через границу. Прямая зависимость здесь не прослеживается, хотя таможенная пошлина относится на расходы, учитываемые в налоге на прибыль.
У таможенных органов должны и могут возникать вопросы в связи с перемещением товаров через границу, когда налогоплательщик представляет таможенную декларацию. На основании этого документа таможенный орган принимает решение о правильности или неправильности заявленной таможенной стоимости и соответственно определяет сумму, которая должна быть уплачена.
Мне неизвестны случаи, чтобы налоговые органы, заподозрив неправильную таможенную стоимость, информировали таможенные органы о ее занижении. В скором будущем обмен информацией между таможенными и налоговыми органами улучшится, что позволит гармонизировать процедуры определения стоимости двумя контролирующими органами.
Вопрос. При установлении пороговых значений не возникнет ли практика намеренного дробления сделок, чтобы вписаться в ограничения?
Ответ. Конечно, такая опасность есть, поэтому контролируемые параметры должны определяться не по результатам отдельной сделки, а по истечении контрольного отрезка времени — календарного года.
Вопрос. Предполагается ли внесение такой нормы, как корреспондирующая корректировка суммы? Например, налоговые органы признали занижение цены поставщиком. Может ли его контрагент увеличить свои затраты?
Ответ. Нет, это не соответствует международной практике.
Вопрос. Возможно, речь идет о корректировке внутри России, поскольку международная практика ориентирована в основном на внешнеэкономические сделки. Может быть, для сделок внутри России зеркальность стоит предусмотреть?
Ответ. Если два контрагента внутри России, будучи взаимозависимыми лицами, совершают сделки между собой, то они учитывают, соответствует ли цена сделки рыночным ценам, стараясь ориентироваться на рыночные цены. Если они используют нерыночные цены, то должны корректировать свои налоговые декларации, чтобы налоги были уплачены и государство не имело в этом случае ущерба. Таким образом, возможность зеркальной корректировки самими налогоплательщиками существует. Но если они ею не воспользовались при подаче деклараций и корректировку производят налоговые органы, то зеркальности уже не будет.
Следует также учитывать, что в большинстве стран налог на прибыль поступает в федеральный бюджет. В России же он идет в основном в бюджеты территорий, что делает проблему трансфертного ценообразования весьма болезненной для межбюджетных отношений.
Вопрос. Региональный аспект очень важен с учетом федеративного устройства страны, но ведь фактически государство дважды собирает налог на прибыль?
Ответ. Государство призывает соблюдать правила, использовать рыночную цену, и тогда никаких проблем не возникает.
Вопрос. И все же, если одному налогоплательщику будет доначислен налог за то, что он занизил цену, и будет обоснована логика этого доначисления, сможет ли контрагент представить этот документ своей налоговой инспекции и соответственно подать уточненную декларацию, снизив тем самым свой налоговый результат?
Ответ. Если стороны сделки не воспользовались своим правом уплатить налоги исходя из рыночных цен, то нет. Если при приобретении товара контрагент затратил меньше денег, почему ему нужно корректировать налог? У него не возникло дополнительных расходов, обусловленных тем, что его контрагент заплатил доначисленные налоги.
Взаимозависимые лица — это все-таки различные лица, и одно из них получило дополнительную прибыль за счет другого лица. Лицу, которое получило меньшую прибыль, чем следовало, налоговый орган доначислил налоги. Отсюда не следует, что тот, кто получил дополнительную прибыль, должен уплатить налоги не с фактически полученной прибыли, а с некоторой расчетной величины, которая учитывает коррективы у контрагента.
Вопрос. В связи с изменениями, вносимыми в статью 20 НК РФ, перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми, будет закрытым или все-таки предполагается, что суд получит право в определенных ситуациях признавать лица взаимозависимыми?
Ответ. Должны быть две ситуации: закрытый перечень оснований для формального признания взаимной зависимости, то есть набор тех условий, который позволяет установить взаимозависимость, не обращаясь в суд, и вторая ситуация — возможность суда установить взаимную зависимость в особых случаях, имея определенные ориентиры, когда и при каких обстоятельствах взаимная зависимость может возникнуть.
Вопрос. Какие планы у Минфина России — будут ли включены в закрытый перечень сделки между сестринскими компаниями?
Ответ. Да, это предусмотрено.
Вопрос. Должно ли доначисление налогов применяться не только к доходной, но и к расходной части?
Ответ. Несомненно. Трансфертное ценообразование сопряжено не только с занижением, но и с завышением цен, в том числе и во внешнеторговых сделках. Очевидно, что можно искусственно формировать центры прибыли, переводя бизнес либо за пределы России, либо в Россию в зависимости от того, где удобнее платить налоги.
Вопрос. При введении налоговой консолидации отпадет ли проблема одновременной подачи декларации по расходной части взаимозависимых лиц внутри страны?
Ответ. Институт консолидации во многом снимет проблему трансфертного ценообразования внутри страны по той причине, что участники консолидированной группы будут рассматриваться так же, как обособленные подразделения одного юридического лица. Сделки между ними должны приравниваться к внутризаводскому обороту. Сальдирование результата по налогу на прибыль для всех участников группы позволяет также просуммировать прибыли и убытки всех ее участников.
Вопрос. В продолжение темы консолидированных налогоплательщиков: можно ли считать, что есть реальная возможность решения многих проблем, связанных с контролем за ценами, именно с использованием категории консолидированных налогоплательщиков или единой налоговой базы по группе компаний или холдингу?
Ответ. Институт консолидации, если он будет введен в России, однозначно снимет многие проблемы.
Примерно 10 лет назад Минфином России было предложено ввести такой институт. К сожалению, это предложение тогда не поддержала Государственная Дума. И сейчас есть юридические препятствия для реализации этого проекта. Но задача юристов не в том, чтобы обосновывать, почему это невозможно, а в том, чтобы предложить такую трансформацию действующего законодательства, которая позволит реализовать предложения, повышающие конкурентоспособность страны и давно ожидаемые бизнесом. Необходимость консолидации сегодня понятна значительно большему кругу лиц, чем это было 10 лет назад. Конечно, консолидация должна определяться жестко с точки зрения государства и правила такой консолидации должны быть четко определены. Это добровольная консолидация, и очень важно выработать ее критерии: то ли это 100-процентное участие материнской компании в дочерних, то ли будет установлен более низкий порог участия — 70—80%. Возможна поэтапная либерализация.
Должны быть предусмотрены нормы, не позволяющие консолидироваться металлургическому заводу и банку, несмотря на то что металлургический завод принадлежит этому банку. Банки должны консолидироваться отдельно, страховые организации отдельно.
Очень важно описать правила, касающиеся изменения состава группы. Может быть, например, продана доля акций компании или вся компания, входящая в состав группы, или в состав группы войдет новая компания, и соответственно налоговые обязательства должны быть пересмотрены.
Какие преимущества дает консолидация? Суммирование прибыли и убытков отдельных участников группы, приравнивание отношений внутри группы к внутризаводскому обороту, соответственно свобода ценообразования. Ценообразование внутри группы связанных между собой компаний очень важно не только в смысле улучшения контроля. Как уже отмечалось, налог на прибыль поступает в региональные бюджеты, и участники неформальных групп, существующих в настоящее время, управляя ценообразованием, легко могут перемещать уплату налогов в те территории, которые им кажутся более удобными для ведения бизнеса. В рамках консолидированной группы должно быть предусмотрено, что налоговая база распределяется между участниками группы и обособленными подразделениями этих участников примерно по тем же правилам, что существуют сегодня для юридического лица и обособленного подразделения.
Вопрос. Несколько вопросов по просьбе и от имени компаний с европейским капиталом: когда можно ожидать изменений в статьях 20 и 40 НК РФ?
Ответ. Планируется, что законопроект будет готов в начале 2007 года, а весной внесен в Государственную Думу. Предполагаем, что он будет принят к 2008 году.
Вопрос. Возможно ли взыскание штрафов при пересмотре цен с использованием методов, которые предусмотрены в статье 40 НК РФ или которые будут введены с 2008 года?
Ответ. Мы полагаем, что штрафы должны быть обязательно начислены за непредставление приложения к декларации о сделках с взаимозависимыми лицами в течение года. О размере штрафа пока говорить рано, это еще в процессе обсуждения. Сложнее с наложением штрафов за уплату налогов с сумм, полученных не в соответствии с рыночными ценами. Международная практика сильно различается. Есть страны, где штрафы составляют и 100, и 50%, а есть страны, где берут не штрафы, а только пени за неправильно или за несвоевременно уплаченные налоги.
Вопрос. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как будет происходить документальное подтверждение цен?
Ответ. Перечень документов, который был предложен два года назад, будет скорректирован, это несомненно. Базовое направление будет состоять в том, что для определения используемой цены налогоплательщик будет должен документально показать, как строится его бизнес. Налогоплательщик должен будет обосновать методику, на основании которой он определил ценообразование. Это основные идеи документирования ценообразования. Каким будет перечень документов? Он может быть подробным в большей или меньшей степени, с детальным изложением существенных моментов. Очень важно дать налогоплательщику ориентиры того, что от него ожидают менее важно, как он будет эти требования оформлять.
Вопросы трансфертного ценообразования, особенно во внешнеэкономических сделках — непростые, и во многих случаях их решение требует участия компетентных специалистов как в компаниях, так и в государственных органах. Понятно, что на первых порах не так много сотрудников налоговых органов будут этим заниматься и скорее всего будет действовать команда специалистов, собранная в центре, и только потом эта практика распространится на региональный уровень.
Вопрос. В статье 40 НК РФ предусмотрена презумпция соответствия договорных цен рыночным. Планируется ли перенести бремя доказывания от налоговых органов к налогоплательщикам? Этот вопрос связан с тем, что в судебной практике часты случаи, когда суд делает вывод, что налоговый орган не смог доказать правильность применения цен. Поэтому налогоплательщику важно знать, кто все-таки обязан будет доказывать правильность применения цен — налоговые органы или налогоплательщики.
Ответ. Пункт 1 статьи 40 НК РФ не отменяется, в нем установлено, что цена сделки признается рыночной, если иное не предусмотрено настоящей статьей. А все остальное как раз про «иные» случаи, то есть когда, при каких обстоятельствах и что может быть ценой сделки. Если налогоплательщик представил обоснование цены, то доказать, что это неправильное обоснование, и делать какие-то расчеты будут обязаны налоговые органы. Тем самым обязанности будут распределены между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Вопрос. По просьбе Минздравсоцразвития России многие иностранные фармпроизводители создают российские юридические лица. Это находится в полном соответствии с общим направлением развития бизнеса в России: расширение, переход с ведения бизнеса за рубежом на ведение бизнеса в стране. Продукция достаточно уникальная, нет никаких аналогов. Возникает проблема с определением рыночной цены. Абсолютно уникальная продукция, точных копий нет, у конкурентов цена продукции может отличаться в десятки раз. Фактически рынка такой продукции нет. Продаем российским дистрибьюторам, то есть никакой взаимозависимости нет, 20-процентное отклонение посчитать невозможно. Что в этих условиях признать разумной рыночной ценой? Что брать в качестве подтверждения цены?
Ответ. Маркетинговая политика может отразить те правила, в соответствии с которыми проводится ценообразование, в том числе скидки и надбавки, которые обозначены в статье 40 НК РФ. Там предусмотрены широкие возможности доказывания правильности принятого ценообразования.
Количество методов, используемых в настоящее время, ограниченно. Метод сопоставимой цены в таких случаях неприменим, метод последующей продажи не работает, и ответить на поставленный вопрос очень сложно и вам, и налоговым органам. Предполагается расширение количества методов, появятся методы, основанные на сравнении рентабельности и на распределении прибыли, которые широко используются в международной практике. По-видимому, именно они окажутся наиболее востребованными в подобных ситуациях.
Вопрос. Можно немного подробнее рассказать о тех источниках рыночных цен и базах данных компаний, которые предполагается использовать для определения рыночной цены. Что налогоплательщик должен будет использовать для определения рыночной цены? Какие базы будут использовать налоговые органы для определения рыночной цены? Будут ли это единые базы или, наоборот, общедоступные базы для налогоплательщиков и отдельные базы для налоговых органов?
Ответ. Налоговые органы и налогоплательщики смогут привлекать самые разные информационные ресурсы. Помимо официальных источников информации могут использоваться биржевые котировки, информация специализированных агентств и собственные маркетинговые исследования налогоплательщиков. Налоговые органы смогут использовать и собственную аналитику. Возможно использование международных, в том числе коммерческих, баз данных, а также информации, получаемой от налоговых органов других государств.
Вопрос. Подготовка предварительных соглашений будет занимать немало времени, необходимо привлекать экспертов, консультантов, специалистов. Возможно ли на первом этапе участие со стороны государства подразделений Минфина России? Тем более что на первых порах это будут единичные случаи, и только самые смелые компании будут готовы раскрыть свою деятельность.
Ответ. Сейчас нельзя точно установить, как это будет выглядеть организационно: то ли этим будет заниматься подразделение Минфина России, то ли налоговая служба, то ли будет привлечена внешняя команда. Согласен, что это очень долгий серьезный процесс, он будет занимать длительное время. Ценовой барьер будет способствовать отсечению большого количества желающих участвовать в таких соглашениях. Международная практика свидетельствует, что компания тратит в такой ситуации порядка 50 тыс. долл.
Ключевые слова: взаимозависимые лица, контролируемые сделки, трансфертное ценообразование, налоговый контроль, Минфин России, рыночная цена