Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Морфий от душевной тоски, героин от кашля и наркотики как источник налоговых доходов

30, Ноября 2022

Шерлок Холмс взял с камина пузырек и вынул из аккуратного сафьянового несессера шприц для подкожных инъекций. Нервными длинными белыми пальцами он закрепил в шприце иглу и завернул манжет левого рукава. Несколько времени, но недолго он задумчиво смотрел на свою мускулистую руку, испещренную бесчисленными точками прошлых инъекций. Потом вонзил острие и откинулся на спинку плюшевого кресла, глубоко и удовлетворенно вздохнул. Три раза в день в течение многих месяцев я был свидетелем одной и той же сцены, но не мог к ней привыкнуть.

«Что сегодня, - спросил я, — морфий или кокаин?» Холмс лениво отвел глаза от старой книги с готическим шрифтом. - Кокаин, - ответил он. - Семипроцентный.

Артур Конан Дойл. Знак четырех. 1890т

Этикетка пилюль от зубной боли.

Музей «Старая аптека», г. Владимир. Фото автора

Идея очерка об отношении к наркотикам в конце XIX – начале XX веков, их коммерческом обороте и налогообложении окончательно выкристаллизовалась у меня в небольшом очаровательном музее «Старая аптека» во Владимире. Там среди экспонатов мне попалась этикетка пилюль от зубной боли, выпущенных LloydManufacturing(дата очень плохо была пропечатана, но вероятнее всего, в 1885 г.). Дети на картинке вызвали и умиление, и настороженность, вероятнее всего, пилюли предназначались для детей.

Широкое применение в качестве эффективного обезболивающего средства морфин получил во время Американской гражданской войны 1861-1865 гг. Начиная с 1885 г. в Европе раствор морфия или кокаина можно было легально купить в аптеке в качестве лекарственного препарата. Например, начав исследования в области психоанализа, Зигмунд Фрейд активно рекомендовал наркотик пациентам.

Использование наркотических средств в медицинских целях, как препарат, способный облегчить, а подчас и заглушить боль не только физическую, но и душевную, становится распространенной практикой, которая нередко находит отражение на страницах художественных произведений.

Так, например, художник Пискарев в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» не в силах бороться с жестокой реальностью, пытаясь убежать от нее в мир грез и фантазий, пристрастился к наркотикам, которые и доводят его до гибели. Эдмон Дантес, герой романа Александра Дюма – старшего, был закоренелым наркоманом, курившим гашиш. Во французской экранизации романа 1954 г. с Жаном Марэ в роли графа Монте – Кристо, главный герой приходит к прекрасной принцессе Гайде, дочери преданного Фернаном паши Янины, и усаживается за кальян с гашишем, отгоняя мрачные думы.

Героиня одноименного романа Льва Николаевича Толстого, Анна Каренина, заглушает с помощью морфина сначала боль телесную (ей дают препарат после тяжелых родов), а затем и душевную, в тщетных попытках побороть страдания, эмоциональные переживания и страхи: «Анна между тем, вернувшись в свой кабинет, взяла рюмку и накапала в нее несколько капель лекарства, в котором важную часть составлял морфин, и, выпив и посидев несколько времени неподвижно, с успокоенным и веселым духом пошла в спальню...». Другая фраза в романе «...И так же, как прежде, занятиями днем и морфином по ночам она могла заглушать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее...» дает читателю понимание, что эксперименты с морфином стали для Анны привычным средством, к которому она прибегала, чтобы унять тревожный бег мрачных мыслей.

Михаил Булгаков, неоднократно испытывавшим на себе влияние опиума, переносит свои ощущения на страницы романа «Мастер и Маргарита», рассказа «Китайская история», пьесы «Зойкина квартира» и т.д. Картины, которые описывает Михаил Афанасьевич, поистине завораживают, покоряют воображение и пугают неподготовленного читателя: «Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. … Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека.»

Нельзя оставить без внимания такой немаловажный факт биографии многих поэтов и писателей Серебряного века, как их наркозависимость. И дело не всегда было в попытках ослабить душевные терзания или в поиске источника для вдохновения. Причиной наркозависимости часто были традиционные подходы к лечению бронхолегочных заболеваний, которые подразумевали применение капель с героином для лечения кашля. А кто не кашлял во влажном и унылом климате Санкт- Петербурга?

При таком распространении наркотиков законодателю бывает сложно удержаться от соблазна использовать их в качестве источника дополнительных доходов бюджета. История знает такие примеры, но следует отметить, что они большого распространения не получили.

В частности, в 1996-2001 гг., в период правления в Афганистане Исламисткого движения Талибан* применялось налогообложение производства и торговли наркотиками. Доход складывался из 10-процентного ушра (налог с продуктов земледелия по завершении сбора урожая, уплачиваемым крестьянами) и 20-процентного закята на торговлю опием и его производными. Сухие данные статистики противоречат распространенному мнению, что именно доходы от наркобизнеса являлись основным источником финансирования военных и административных расходов талибов: в 1999 г. -  наиболее успешном в плане сбора налоговых доходов, они составили около 45 млн долл., тогда как доходы от региональной транзитной торговли контрабандными товарами принесли в три раза большую сумму.

Нельзя обойти вниманием методичность американского подхода в вопросе налогообложения наркотиков. В 1987 г. в штате Канзас были введены акцизные марки номиналом 10, 50, 100, 500 и 1000 долл., которые следовало приклеивать к упаковке с наркотиком сразу после ее покупки, действовали они в течение трех месяцев. Покупка марки не сделало торговлю наркотиками легальной, поэтому и приобретают ее в основном коллекционеры. А для распространителей наркотиков отсутствие акцизной марки означает, что к наказанию за нелегальную торговлю наркотиками добавится еще и штраф за нарушение налогового законодательства.

В январе 2005 г. штат Теннеси стал очередным штатом, взимающим налог на наркотические средства, употребление которых запрещено законом. (подробнее о конопле, как арт-объекте и объекте налогообложения можно прочитать: «Конопля как арт-объект и объект налогообложения»).

Купивший наркотические средства должен был в течение 48 часов заплатить налог. За 1 грамм марихуаны налог составлял 3,5 долл., за грамм кокаина – 50 долл., метамфетамин оценивался в 200 долл. за грамм. Покупателям такого своеобразного товара не требовалось проходить идентификацию личности для уплаты налога, а сами сотрудники налоговой службы не имели права доносить на подобных налогоплательщиков. Подтверждением факта уплаты налога являлся документ с печатью налоговой администрации, который можно было предъявить в случае ареста за нелегальное хранение/распространение/употребление наркотиков. Наличие данного документа, естественно, не освобождало от административной или уголовной ответственности. Если торговец наркотиками арестован, не имея документа об уплате налога, штат имел право обложить его налогом в тройном размере и применить более суровые санкции.

За 18 месяцев, в течение которых действовал данный закон, штат Теннеси собрал 2,7 млн. долл. в виде налогов на нелегальные наркотические средства. В июле 2006 г. суд признал этот налог антиконституционным и отменил его.

Представляется интересным порассуждать, правомерно ли само по себе налогообложение нелегальных наркотиков и допустимо ли установление налога в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. Но это уже совсем другая история…


 Надежда Башкирова

*Признано в России террористической организацией и запрещено.