Конопля как арт-объект и объект налогообложения
У каждого экскурсовода есть фирменная фраза, которая делает экскурсию запоминающейся. Иногда в этой фразе даже кроется откровенное лукавство, но восторженный слушатель с энтузиазмом его воспринимает… а потом неоднократно мысленно возвращается, пытаясь понять, насколько информация правдоподобна.
Так случилось и со мной в Египте: экскурсовод в зале мумий Каирского музея обмолвилась, что в Каире мумий меньше, чем в Британском и Пушкинском музеях. Другой фразой, оставшейся в памяти после посещения комплекса пирамид в Гизе, был рассказ о том, что слово, обозначающее коноплю, выгравировано на стенах египетских пирамид. И если с мумиями и их последним приютом помогли разобраться каталоги выставок, то относительно упоминания о конопле на стенах египетских пирамид пришлось поверить на слово.
Археолог У.Р. Доусон в 1934 г. в журнале «Journal of Egyptian Archeology» упоминает, что иероглифический символ «шемшемет» на каменных табличках означает «растение, из которого делают веревки», а веревки в Древнем Египте делали из конопли. Но неужели на стенах пирамид была выбита хвалебная ода веревкам или у конопли было и другое применение?
В Древнем Египте коноплю широко использовали в промышленности при производстве парусов и канатов для кораблей, конопля упоминается в древнеегипетских медицинских папирусах, ее также использовали жрецы для достижения состояния транса. Количество захоронений, в которых сохранились фрагменты конопляных одежд, подтверждает любовь древних египтян к данному виду текстиля.
Большую популярность в Древнем Египте имел культ Сешат - богини письма, счета, мудрости, покровительницы ученых, мудрецов, строителей и геодезистов. Ритуалы в честь богини Сешат при строительстве храмов включали в себя плетение веревок. Головной убор Сешат в виде семиконечной звезды имеет поразительное сходство с растением каннабиса, что свидетельствует о весомом значении конопли.
Фрагмент известнякового рельефа с изображением Сешат, 1919–1875 гг. до н.э. (открытый интернет-источник)
Во времена римского владычества над Египтом император, философ и поэт Марк Аврелий Антонин, правивший в 161–180 гг. н.э., ввел специальный налог на коноплю, существенно пополнив римскую казну за счет его поступлений.
Перенесемся из Древнего Египта в Новый Свет. Эта изящная пастораль – не что иное, как ода культивации конопли, получившей настолько широкое сельскохозяйственное и промышленное применение в США, что можно было угодить в тюрьму за отказ от ее выращивания в 1763–1769 гг. До начала XIX века в США налоги можно было уплачивать коноплей, как стратегическим сырьем.
Сбор конопли в Кентукки. Неизвестный автор, ок. 1880 г. (открытый интернет-источник)
Принятый Конгрессом США 3 августа 1937 г. Закон «О налогообложении марихуаны», не криминализируя саму марихуану (марихуана – это соцветие конопли), предусматривал суровое наказание в случае уклонения от уплаты налога, налагаемого на всех лиц, связанных с каннабисом: на импортеров, производителей, торговцев, посредников, потребителей, а также фармацевтов, стоматологов, врачей, ветеринаров – всех, кто выписывал рецепты и использовал в своей медицинской практике коноплю. Стремление ограничить использование марихуаны, как дурманящего вещества, привело к росту черного рынка марихуаны. Фармакологическая промышленность существенно сократила использование препаратов из конопли из-за резкого удорожания сырья. Конопля перестала быть источником дешевого растительного сырья для производства текстиля и канатов. В результате налог на марихуану привел к упадку коноплеводства как отрасли.
В январе 2005 г. штат Теннеси присоединился к 23 американским штатам, взимающим налог на наркотические средства, употребление которых запрещено законом. Нельзя не оценить своеобразное чувство юмора законодателей: в данных штатах при задержании очередного распространителя наркотиков полицейские вменяли ему в вину не только торговлю запрещенными препаратами, но и уклонение от уплаты налогов, обязывая его приобретать акцизные марки. Встроенный стабилизатор по реализации фискальной функции налогов в действии!
И в завершении - еще один арт-объект, содержащий упоминание о конопле и увековечивший ее статус, как главной сельскохозяйственной культуры СССР наряду с пшеницей и подсолнечником.
Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ, архитектор-художник К. Т. Топуридзе (открытый интернет-источник)
Перед Второй Мировой войной посевы конопли в СССР составляли четыре пятых всех посевных площадей конопли мира. Специальные налоговые льготы и преимущества предоставлялись крестьянам за посевы конопли на усадебных, приусадебных и пойменных угодьях. В 1961 г. СССР ратифицирует Конвенцию ООН «О наркотических средствах», согласно которой конопля, наряду с героином, объявлена опасным наркотиком, не имеющим никакой практической ценности, и которую предписывается всячески уничтожать. Конопля, будучи универсальным лечебным средством (что было доказано еще в Древнем Египте, Китае и Индии), была включена в список «наркотиков, не имеющих медицинского применения», в отличие от опиатов, которые до сих пор широко применяются в медицине.
На этом официальная история конопли и коноплеводства в СССР завершилась, а мотивы, по которым конопля попала в немилость, - весьма интересный повод для исследования. Но это уже другая история, в которой не последнюю роль сыграли нефтяные синдикаты середины XX века.
Надежда Башкирова