Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Зеленый напиток художников и поэтов, акцизы на алкоголь и доля ангелов

01, Августа 2022

Абсент. Эдгар Дега. 1875–1876 гг. Музей Орсе. Париж.

За столиком парижского кафе сидит угрюмая женщина в малопривлекательном состоянии, уныло смотрит она на легко узнаваемый зеленый напиток. В потухшем взгляде тоска, плечи опущены, носки туфелек разведены в стороны – поза женщины, которой уже совсем безразлично, как она выглядит…

Именно благодаря характерному зеленому цвету напиток получил название «Зеленая фея» или «Зеленая ведьма» (вероятно, в зависимости от того, как складывались последствия отношений с зеленой гостьей). А картина вызвала негативную реакцию критиков, которые бурно клеймили изображение художником унылого пьянства – разве на это должен быть потрачен возвышенный талант мастера? Картина навредила репутации изображенных на ней людей – известной музе импрессионистов Эллен Андре и художнику Марселену Дебютену: Эллен общественное мнение записало в падшие женщины, а Марселена – в алкоголики. Картина явилась своеобразной пропагандой против абсента.

Сам же Дега критику воспринимал с юмором. А вот основной персонаж картины - абсент – оказался устойчив и к критике, и к пропаганде.

К середине XIX века абсент прочно вошел во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая, он стал напитком старых алжирских колонистов, бездельников – буржуа, художников и поэтов. Опьянение от абсента приравнивалось к благородному помешательству, под воздействием которого художникам и поэтам открывались новые горизонты.

Но к концу XIXвека буржуазную привычку освоили рабочие, причиной этого стало сокращение рабочего дня до 8 часов (стало быть, появилось свободное время, которое можно коротать в кабачках), повышение зарплаты под давлением профсоюзов (появились свободные средства, которые можно быть спускать в кабачках), а гибель французских виноградников от тли в 1870-х и 1880-х увеличила стоимость вина, и как следствие – рост стоимости виноградного спирта. Но это не остановило абсентье, обратившихся к использованию промышленного спирта, что сделало абсент дешевле вина раз в 7–10, но и опаснее для потребителей примерно во столько же.

Проблема алкоголизма и его страшных последствий среди парижской бедноты нашла отражение в романе Эмиля Золя «Западня», сам же автор был впечатлен картиной Дега «Абсент».

Доступность напитка привела к росту его потребления и сформировала репутацию абсента, как напитка, связанного с галлюциногенным эффектом, шизофренией, смертью и страданиями.

Если страсть нельзя побороть, то почему бы не сделать ее источником доходов?

Эта простая и понятная логика лежит в основе акцизного налогообложения алкогольной продукции. С ростом алкоголизма среди рабочего класса и недобором в армию по причине резкого массового ухудшения здоровья в начале Первой мировой войны французским властям пришлось вести наступление на абсент, повышение акциза уже не решало проблему. Палата депутатов Франции запретила продажу, а позже, в 1915 году под давлением «винного лобби», и само производство абсента.

Акцизы – старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о них относится к эпохе Древнего Рима. Если посмотреть историю формирования списков подакцизных товаров, то их постоянными объектами были и остаются табак, крепкие напитки и горючие жидкости (в исторической ретроспективе это были осветительные нефтяные масла).

Английский экономист Уильям Пети в работе «Трактат о налогах и сборах» упоминает об одном из положительных моментов косвенного налогообложения в таком ключе: «Этот налог способствует развитию бережливости и через нее является способом обогащения народа».

Думаю, что Зеленая фея, она же Зеленая ведьма, которая потом трансформировалась в общественном сознании в Зеленого Змия, не согласится с такой постановкой вопроса. Уж кто-то, а только не Зеленая фея/ведьма способствовала развитию бережливости тех, кто с ней встречался. Государство же, напротив, традиционно имело и имеет весьма ощутимые доходы от акцизов на алкоголь и спиртосодержащие напитки.

Однако не только государство взимает налог на алкоголь: когда вино созревает, с небес спускается ангел и пробует вино из каждой бочки, оставляя напитку взамен божественный аромат. Ангельский акциз или доля ангелов – название известного в производстве спиртосодержащих напитков явления, при котором часть вин, коньяков, виски, кальвадосов, арманьяков и других напитков, требующих выдержки, испаряясь через тончайшие поры дерева, покидает дубовые бочки и возносится на небо. Чем более рыхлый и пористый дуб использован для изготовления бочки, чем менее стабильны температура и влажность в винохранилище, тем больше будет ангельский акциз в виде испарений спирта, а если еще и сквозняки гуляют, то доля ангелов растет. Ангельский акциз неравномерен, зависит он от условий хранения бочек со спиртосодержащими напитками и от крепости самих напитков. Спирт более летуч, чем вода, поэтому и доля ангелов от виски и рома выше, чем от вин.

Смиренно относятся виноделы к тому, что каждый год 2–3% объема (в худших случаях, до 7%), испаряясь, возносятся на небо. В Шотландии, в виде ангельского акциза ежегодно испаряется 45 млн бутылок виски, а в провинции Коньяк – 27 млн бутылок, по кальвадосу, рому и текиле таких подсчетов нет.

А вот нелегальным производителям коньяка ангельский акциз доставлял немало хлопот. Пары спирта служили питательно средой для грибков Baudoinia compniacensis, которые покрывали крыши и стены подвалов и винных погребов налетом, похожим на сажу. Представители власти, имея обоснованные подозрение о подпольных винокурнях, осматривали дома и выявляли нарушителей по изменившемуся цвету перекрытий. Как болтливость налогового инспектора, заподозрившего необоснованные расходы у виноделов долины Вахау привела к «антифризному скандалу» и последующему ужесточению винного законодательства в Австрии (читайте подробнее здесь), так и ангелы, беря свой акциз в виде испарений спирта, способствовали выявлению незаконных виноделов, а за ними следовали недоимки и штрафы…


Надежда Башкирова