Налоговые маневры 2017–2018 гг.: итоги и перспективы
Конференция, организованная РБК в партнерстве с «Пепеляев Групп», состоялась 13 февраля 2018 г. в том же зале отеля «Ритц Карлтон», где несколькими днями ранее прошла закрытая встреча Президента РФ с бюро РСПП по налоговым вопросам1. Представители бизнеса, ФНС России и налоговые юристы встретились, чтобы обсудить те же вопросы. Тон встрече задали итоги опроса, проведенного аналитической службой «Пепеляев Групп» (см. врезку ниже).
О рейтинге
В опросе приняли участие налоговые юристы всех офисов «Пепеляев Групп».
Респондентам была предложена анкета с 27 наиболее значимыми налоговыми событиями 2017 г., выбранными аналитической службой компании.
Обработано 42 анкеты.
Оценена важность каждого события:
- 3 — самое важное;
- 2 — важное;
- 1 — менее важное;
- 0 — неважное.
А также значение каждого события для бизнеса:
- позитивность (+);
- негативность (-);
- неоднозначность (0).
Полная версия рейтинга — на сайте «Налоговеда».
РЕЙТИНГ-2017
Самые важные налоговые события: 1-е место; наиболее неоднозначные налоговые события: 2-е место
Новая ст. 54.1 НК РФ (Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ):
- введены тесты надлежащего контрагента и цели операций, применяемые в том числе к новым проверкам истекших налоговых периодов;
- по мнению ФНС России, Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53не применимо к проверкам, проводимым по правилам новой статьи.
Наиболее неоднозначные налоговые события: 1-е место
Разъяснительная работа ФНС России в сфере противодействия налоговым злоупотреблениям:
- как доказывать получение необоснованной налоговой выгоды (письмо от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@);
- Методические рекомендации по установлению умысла налогоплательщика на неуплату налогов (сборов) и формированию доказательной базы, разработанные совместно с СКР (письмо от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@);
- о судебной практике по делам, в которых налоговыми органами установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки на подконтрольных взаимозависимых лиц (письмо от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@);
- о порядке применения ст. 54.1 НК РФ (письма от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@, от 05.10.2017 № СА-4-7/20116 и от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).
Н. Л. Файзрахманова, старший юрист «Пепеляев Групп», и А. В. Торопцев, руководитель налогового департамента компании Teva, напомнили участникам, как было до принятия ст. 54.1 НК РФ, и обратили внимание на новые требования, предположив, как они могут применяться на практике. Так, до введения ст. 54.1НК РФ налоговые органы обязательно выясняли, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагентов. Для этого запрашивали много документов: уставные документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность, подтверждающие полномочия подписавших документы (доверенности) лиц и наличие необходимых ресурсов у контрагента. Как следует из ст. 54.1 НК РФ, отсутствия подтверждения полномочий «подписанта» теперь недостаточно для признания выгоды необоснованной.
Изменилась и оценка деятельности контрагентов-подрядчиков: важно подтвердить фактическое исполнение сделки именно ими. Но пока неясно, как налоговые органы будут применять новую статью в случаях привлечения субподрядчиков.
Как следует из разъяснений налоговой службы, прежде всего устанавливается наличие или отсутствие умысла в действиях проверяемого. В связи с этим А. В. Торопцев рекомендовал компаниям самостоятельно оценивать каждую сделку с позиции налогового органа.
Есть риск, что накопившаяся в пользу налогоплательщиков практика будет меняться. Задача налогоплательщиков и консультантов — не допустить этого и направить толкование и применение ст. 54.1 НК РФ в нужное русло.
РЕЙТИНГ-2017
Самые важные налоговые события: 2-е место
Внедрение в России международного обмена информацией о налогоплательщиках, осуществляемого налоговыми администрациями:
- 26 января ФНС России подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами;
- 7 июня Россия подписала многостороннюю Конвенцию ОЭСР в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (распространяется на 63 соглашения об избежании двойного налогообложения, которые РФ заключила с другими странами);
- 12 августа российская сторона подписала проект Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств СНГ;
- в опубликованном ОЭСР списке стран, готовых обмениваться информацией с РФ, 71 страна; многие из них согласились начать обмен с 2018 г.;
- из перечня государств и территорий, не обеспечивающих обмен информацией с РФ по вопросам налогообложения, исключены Британские Виргинские острова (BVI) и Южная Корея (Приказ ФНС России от 01.09.2017 № ММВ-7-17/709@);
- НК РФ дополнен новой гл. 14.4–1 «Представление документации по международным группам компаний» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ);
- ФНС России разработала форматы странового отчета и уведомления об участии в международной группе компаний, а также порядки их представления и заполнения в электронной форме (regulation.gov.ru).
А. В. Кадет, начальник отдела обмена информацией Управления трансфертного ценообразования ФНС России, рассказала о работе в этом направлении. Отдел обрабатывает около 3000 запросов в год. Если говорить о дальнем зарубежье, то российская налоговая служба запрашивает раза в полтора больше информации, чем дает налоговым органам других государств. Но ситуация постепенно меняется: все больше стран хотят знать, кто в России покупает экспортируемые из них товары.
Соблюдение сроков, заметила она, один из самых сложных вопросов, особенно при проведении камерального налогового контроля. Согласно рекомендациям Модельной конвенции ОЭСР информация по запросу налоговой администрации должна быть подготовлена в течение шести месяцев. Однако сейчас все налоговые органы осваивают укороченный срок 90 дней, предложенный Глобальным форумом ОЭСР по налоговой прозрачности и обмену информацией.
После того как были введены в действие международные акты, преград для получения информации о налогоплательщиках из других стран больше нет. За последнее время благодаря так называемому спонтанному обмену ФНС России получила более 50 соглашений о ценообразовании из других стран. Все они включаются в тот массив информации о налогоплательщиках, который налоговые органы используют в предпроверочном анализе. С сентября 2018 г. начнется обмен финансовыми счетами налогоплательщиков, который поможет в этой работе.
«Мы, как и другие подразделения налоговой службы, работаем на поиск умысла в действиях налогоплательщика. Как только бизнес выходит за пределы страны, его управленческие решения становится сложно контролировать», — рассказала А. В. Кадет. Важно установить, «это нормальная деятельность группы компаний» или есть основания для применения налоговых мер.
Выступающая также затронула тему налоговой амнистии капитала, срок действия которой продлен до конца февраля 2019 г. Для налогоплательщиков амнистия — это дополнительная возможность выстроить открытые отношения с налоговыми органами. Не стоит слушать советы тех консультантов, которые говорят, что далеко не каждый запрос из иностранной налоговой администрации в Россию законен. Это не так. Все налоговые администрации исходят из принципа взаимного обмена информацией.
П. А. Попов, ведущий юрист «Пепеляев Групп», перечислил важные моменты новой амнистии2. Он обратил внимание, что по сравнению с прошлой амнистией ситуация изменилась, так как между налоговыми администрациями разных стран заработал международный обмен информацией.
РЕЙТИНГ-2017
Самые важные налоговые события: 3-е место
Принятые государством меры по взысканию налоговой недоимки:
- произошли существенные изменения в правовом регулировании ответственности руководителя и иных контролирующих должника лиц в делах о несостоятельности (банкротстве) должника; уточнен порядок и основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности (Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ);
- в результате активизации работы налоговых органов по привлечению к субсидиарной ответственности руководителей и владельцев бизнеса поступления в бюджет за восемь месяцев 2017 г. в 12 раз больше, чем за аналогичный период 2016 г.; поступления в результате заключения мировых соглашений увеличились в 4,5 раза;
- ФНС России выпустила письмо о новеллах о субсидиарной ответственности в Законе о банкротстве3 (от 16.08.2017 № СА-4-18/16148@);
- КС РФ подтвердил возможность взыскания налоговых долгов компаний с физлиц, если исчерпаны все прочие возможности, двойное взыскание исключено (Постановление от 08.12.2017 № 39-П по жалобам гр. Г. Г. Ахмадеевой, С. И. Лысяка и А. Н. Сергеева);
- Пленум ВС РФ принял Постановление от 21.12.2017 № 53 об ответственности контролирующих лиц.
Ю. В. Литовцева, партнер, руководитель группы практики разрешения споров и медиации «Пепеляев Групп», затронула вопросы личной ответственности учредителей и сотрудников компаний с налоговой задолженностью. Тенденция такова, что государство планомерно перекладывает ответственность организаций на контролирующих их лиц, причем все больше возможностей для этого появляется вне процедуры банкротства4. Наблюдается карательный уклон: к ответственности привлекают и тех, кто не извлек личной выгоды из деятельности должника (см. врезку ниже).
4Подробнее см. на сайте «Пепеляев Групп» — URL: https://www.pgplaw.ru.
Статистика-2017
Взыскано в виде:
- субсидиарной ответственности — 103 млрд руб.;
- убытков — 14,4 млрд руб.
Размер ответственности одного лица — в среднем 113,5 млн руб.
Уголовное дело возбуждено по каждому третьему материалу налогового органа (в 2011 г. — по каждому десятому).
Сумма возмещенного государству ущерба от налоговых преступлений, возбужденных по материалам налоговых проверок, — 19 млрд руб.
Поправки 2017 г. в Закон о банкротстве давят на номинальных директоров и снижают требования к доказыванию ответственности контролирующих лиц. Появились новые субъекты ответственности: все, кто извлекает выгоду из незаконных или недобросовестных действий органов управления.
У. В. Вотякова, заместитель начальника Управления по работе с задолженностью ФНС России, пояснила: задача налоговых органов состоит в том, чтобы бюджет получил все доначисления, в том числе потому, что затраты на проверки существенны.
Еще на стадии предпроверочного анализа при выявлении налогоплательщиков, которые, возможно, действовали недобросовестно, налоговый орган должен составить «дорожную карту» взыскания задолженности. Предусмотрены разные варианты принуждения, вплоть до уголовно-правовых мер. Безусловно, в этой работе налоговые органы руководствуются презумпцией невиновности налогоплательщика, подчеркнула выступающая.
Но налогоплательщикам не стоит забывать также об экономических способах урегулирования налоговой задолженности. Речь идет о предусмотренной ст. 4НК РФ отсрочке или рассрочке уплаты налога, сбора, страховых взносов. С ноября 2017 г. в этой статье появилось новое основание — невозможность единовременной уплаты недоимки, пеней и штрафов, подлежащих внесению в бюджет по результатам налоговой проверки, в рамках срока, установленного требованием налогового органа. Конечно, налогоплательщик должен отвечать ряду условий и предоставить банковскую гарантию. Но все же возможность отсрочки или рассрочки есть, и не следует ее игнорировать. Нет ограничений в отношении доначисленной суммы, на которую может быть предоставлена рассрочка. Сам факт уплаты налогов, начисленных решением налогового органа, еще не говорит о том, что налогоплательщик признал вину.
А. В. Егоричев, начальник Управления камерального контроля ФНС России, подробно рассказал о применении риск-ориентированного подхода в работе с налогоплательщиками. Идеал, к которому стремится служба, — неучастие налоговых органов в процессе уплаты налогоплательщиками налогов.
Человеческий фактор еще сильно влияет на работу АСК НДС-2. С 2015 г., когда эта система появилась, ситуация значительно улучшилась, но нестыковки и несоответствия пока встречаются (см. врезку). Однако основное внимание налоговая служба уделяет другому — выявлению умышленных действий участников сделок.
Работа АСК НДС-2
За квартал система администрирует операций на 900 млрд руб. Изначально количество выявляемых нарушений составляло до 8% от всего оборота, в 2017 г. — 1%. Такие результаты во многом обусловлены точностью и адресностью налогового администрирования.
Практика налогового контроля за внешнеэкономической деятельностью показала, что число случаев, когда не подтверждено право на возмещение НДС, минимальное. В связи с этим налоговая служба направила в Минфин России предложение исключить товаросопроводительные документы из списка представляемых с декларацией. Всю необходимую информацию налоговые органы получают онлайн от таможни.
На ведомственном уровне ФНС России урегулирован порядок проверки права налогоплательщиков на налоговые льготы, в том числе в части истребования документации. Установлено ограничение — истребовать не более 500 документов по одной льготе.
Сейчас обсуждается идея предусмотреть в личном кабинете налогоплательщика «маячок» — сообщение о том, что появились основания для приостановления операций по счетам из-за непредставления декларации в срок.
Налоговая служба, заметил докладчик, ждет от налогоплательщиков любой информации об операционных рисках, чтобы их можно было минимизировать.
Прорабатывается еще одно важное направление — получение налоговыми органами данных ЦБ РФ о движении денежных средств. Для этого готовятся законодательные поправки в части банковской и налоговой тайны. Цель — объединить весь денежный поток и контролировать его. Работа по отслеживанию товарного оборота (введение маркировки на разные товары) уже ведется.
РЕЙТИНГ-2017
Наиболее негативные налоговые события: 5-е место
Введена уголовная ответственность плательщиков страховых взносов. Территориальные органы социальных фондов обязаны направлять соответствующие материалы в следственные органы, а полиция — участвовать в проверках плательщиков страховых взносов (страхователей) по запросам налоговых органов или фондов (федеральные законы от 29.07.2017 № 250-ФЗи № 272-ФЗ).
С. Г. Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев Групп», заметил, что скапливающийся в налоговых органах массив информации интересен не только для налогового контроля — он может пригодиться для государственного управления в целом. На коллегии СКР по итогам 2017 г. глава ФНС России М. В. Мишустин предложил следственным органам делать упор на выявление бенефициаров5. Налоговые органы перестраивают работу в этом направлении.
А. В. Егоричев заметил, что возможности для формирования барьеров на пути фирм-однодневок уже исчерпаны. Система АСК НДС-2 показывает, что в налоговых разрывах, как правило, нет схем. Налоговые схемы — это уголовная сфера, причины их использования надо искать в экономике страны и устранять их можно экономическими мерами.
К. А. Сасов, адвокат, ведущий юрист «Пепеляев Групп», дал советы налогоплательщикам, как действовать, когда налоговые органы допрашивают их сотрудников. Приводя примеры из своей практики, а также из судебных дел, он рассказал об уловках сотрудников налоговых органов на допросах, о явно незаконных требованиях и возможных способах защиты.
РЕЙТИНГ-2017
Самые важные налоговые события: 5-е место; самые негативные налоговые события: 3-е место
СКЭС ВС РФ поддержала право ФНС России отменять решение нижестоящего налогового органа, ограничив это право тремя годами (Определение от 31.10.2017 по делу № А40-101850/2016 ООО «Аквамарин»).
Самые негативные налоговые события: 2-е место
КС РФ признал за налоговой службой право в случае ошибочного предоставления налогового вычета вернуть деньги через суд в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения (Постановление от 24.03.2017 № 9-П по жалобам гр. Е. Н. Беспутина, А. В. Кульбацкого и В. А. Чапланова).
Самые позитивные налоговые события
1-е место. СКЭС ВС РФ приняла положительное для налогоплательщиков решение по вопросу обоснованности налоговой выгоды: при отсутствии потерь бюджета не может быть и претензий к налогоплательщику (Определение от 15.06.2017 по делу № А40-230712/2015 АО «Спорткар-Центр»).
2-е место. КС РФ запретил Минфину России уклоняться от письменных разъяснений по вопросам налогообложения, даже если для этого необходимы специальные познания, и напомнил, что не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение добросовестного налогоплательщика (Постановление от 28.11.2017 № 34-П по жалобе АО «Флот Новороссийского морского торгового порта»).
4-е место. СКЭС ВС РФ поддержала налогоплательщиков в праве перечислить налог до наступления срока уплаты, даже если через несколько дней у банка отозвана лицензия и деньги в бюджет не попали (Определение от 26.09.2017 по делу № А41-12803/2016 ИП Грязнова Р. С.).
К. Ю. Литвинова, руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп», рассказала о наиболее значимых судебных решениях 2017 г., которые повлияли и еще могут повлиять на деятельность компаний и поэтому должны учитываться в текущей работе.
КС РФ и ВС РФ приняли два важных решения по процедурным вопросам:
- вышестоящим налоговым органам дан зеленый свет на исправление ошибок, допущенных нижестоящими инспекциями; причем решение вышестоящего налогового органа, которым отменяется решение нижестоящего (с учетом высказанной ранее правовой позиции КС РФ в Определении от 22.04.2010 № 595-О-О), может быть немотивированным;
- указано на невозможность придавать обратную силу постановлениям высшего суда, содержащим толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение налогоплательщиков; госорганам запрещено давать отписки в ответ на запросы налогоплательщиков или переадресовывать их в другие госорганы, если вопрос требует специальных знаний.
Среди важных решений арбитражных судов по существу операций выступающая выделила два.
1. Решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.11.2017 по делу № А11-9880/2016 (не вступило в законную силу, обжалуется в апелляционном порядке) в пользу налогового органа. В судебном заседании принимали участие представители ФНС России, а значит, существует вероятность формирования позиции, которую налоговые органы в дальнейшем могут использовать в аналогичных спорах — заметила докладчик и назвала возможные налоговые риски.
2. Определение СКЭС ВС РФ по делу компании «Спорткар-Центр» в пользу налогоплательщика. Налоговый орган не смог пояснить, как новые отношения привели к необоснованной налоговой выгоде. Но это судебное решение, к сожалению, не снимает рисков налогоплательщиков по другим подобным делам.
К. Ю. Литвинова также обратила внимание участников:
- на формирование негативной для налогоплательщиков практики применения концепции фактического права на доход6;
- свежее Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П по жалобе ОАО «ТАИФ» о недопустимости привлечения к ответственности налогового агента за техническую просрочку перечисления удержанного налога в бюджет, не являющуюся преднамеренной.
РЕЙТИНГ-2017
Самые позитивные налоговые события
3-е место. Принято решение о введении с 2018 г. системы tax free для иностранных туристов (Федеральный закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ).
5-е место. Для плательщиков налога на прибыль предусмотрен инвестиционный налоговый вычет — право уменьшить исчисленную сумму налога на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств. Он вводится законами субъектов РФ (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ).
Самые негативные налоговые события: 1-е место
В налоговой системе появились новые платежи:
- экспериментально в четырех субъектах РФ введен курортный сбор (Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ);
- введены обязательные отчисления застройщиков в государственный компенсационный фонд — 1,2% от согласованной сторонами цены каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения (Федеральный закон от 30.07.2017 № 218-ФЗ).
Наиболее неоднозначные налоговые события: 3-е место
Пертурбации налога на движимое имущество:
- в начале 2017 г. выяснилось, что лишь несколько регионов РФ планируют сохранить льготу по движимому имуществу;
- летом Минэкономразвития России предложило отменить налог на движимое имущество компаний с 2018 г.; иностранные инвесторы, которые работают в РФ, обратились в госорганы с просьбой поддержать это предложение;
- Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об отсрочке отмены федеральной льготы до 1 января 2018 г.;
- Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ размер ставки налога на движимое имущество, которую вправе вводить субъекты РФ, был ограничен 1,1%;
- после принятия указанного Федерального закона Председатель Правительства РФ предложил подумать о судьбе налога на движимое имущество.