Несвоевременное исполнение обязанностей налогового агента: есть ли ответственность?
ведущий юрист, руководитель группы налоговой практики
В.В. Воинов,
ведущий юрист
Главный урок этого дела: налоговая ответственность за такое правонарушение отсутствовала до 2 сентября 2010 г.
Описание ситуации
Общество – налоговый агент в отношении выплачиваемых дивидендов – ошибочно применило пониженную ставку налога. Позже эта ошибка была выявлена самим налоговым агентом, были поданы уточненные расчеты, и соответствующая сумма налога доплачена в бюджет. Однако к этому моменту налоговый орган успел назначить выездную налоговую проверку.
Налоговый орган счел, что в такой ситуации имеются основания для взыскания с Общества штрафа по статье 123 НК РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента.
Не согласившись с таким выводом, Общество обратилось в суд с требованием признать решение инспекции в этой части недействительным.
Спор возник в период действия редакции статьи 123 НК РФ, которая предусматривала ответственность за «неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом»1.
Позиция налогового органа
Налоговый орган ссылался на то, что условия применения пункта 4 статьи 81 НК РФ не соблюдены (расчет представлен и налог уплачен после назначения налоговой проверки).
Кроме того, инспекция указывала, что Общество не представило доказательств удержания налога у налогоплательщика. Перечисление соответствующей суммы осуществлено за счет собственных денежных средств налогового агента, соответственно такую сумму нельзя квалифицировать как уплату удержанного налога из доходов налогоплательщика.
(п. 21 Информационного письма от 17.03.2003 № 71)
Понятия «неисполнение» и «несвоевременное исполнение» какой-либо обязанности всегда разграничивались отечественным законодательством. В самом Кодексе, в частности в статьях 116, 119, 126, 129.1, 133, 135, специально упоминается о том, что предусмотренная ими ответственность наступает при нарушении срока исполнения соответствующей обязанности. С этой точки зрения следует обратить внимание на норму статьи 118 НК РФ, поскольку она в известном смысле «перекликается» с нормой пункта 2 статьи 132 Кодекса.
Согласно статье 118 НК РФ подлежит взысканию штраф за нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке.
В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения.
Позиция налогового агента
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Общество в обоснование своей правоты привело следующие доводы.
Статьей 123 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Такого состава правонарушения в действиях Общества не усматривается – пусть и с опозданием, но налог был все же перечислен в бюджет. А за несвоевременное перечисление налоговым агентом сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет, статья 123 НК РФ ответственности не предусматривает. Этот вывод подтверждается и Президиумом ВАС РФ (см. текст на полях, с. 70).
Эта позиция полностью воспринята правоприменительной практикой и в отношении ответственности, установленной статьей 123 НК РФ2.
Кроме того, согласно буквальному содержанию статьи 123 НК РФ ответственность предусмотрена за «неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом», то есть за сам факт непоступления денежных средств в бюджет вне зависимости от причин этого. В свою очередь, это означает, что если соответствующая сумма налога все же поступила в бюджет, то состав правонарушения отсутствует независимо от того, была или нет соответствующая сумма налога удержана с налогоплательщика.
Что же касается ссылки налогового органа на несоблюдение правил статьи 81 НК РФ для освобождения от ответственности, то инспекция не учла некоторые обстоятельства. Согласно пункту 5 статьи 101 НК РФ при вынесении решения о при-влечении к налоговой ответственности необходимо, в частности, установить:
1) нарушило ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, законодательство о налогах и сборах;
2) образует ли выявленное нарушение состав налогового правонарушения;
3) есть ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Прежде чем рассматривать вопрос об освобождении от ответственности, необходимо установить, существуют ли вообще законные основания привлечения к ответственности, поскольку согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
На это обратил внимание, в частности, ФАС Московского округа (Постановление от 05.09.2008 № КА-А41/8295-08): «…согласно статье 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удер-жанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей пе-речислению. Таким образом, событием правонарушения, предусмотренного данной статьей Кодекса, является неисполнение обязанности по перечислению налога в бюджет. Просрочка перечисления налога статьей 123 НК РФ не предусмотрена. Поскольку налоговый агент исполнил указанную обязанность, перечислив в бюджет сумму недоимки по НДФЛ, в его действиях отсутствует событие правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 109 НК РФ отсутствие события налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения». Следовательно, соблюдение или несоблюдение условий, предусмотренных в статье 81 НК РФ, не может иметь значения, поскольку статья 81 НК РФ сама по себе не устанавливает дополнительных оснований привлечения к налоговой ответственности.
Решение суда
Суды трех инстанций удовлетворили требования Общества, сочтя, что основания для привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ в этом деле отсутствовали.
Суд кассационной инстанции, соглашаясь с незаконностью решения инспекции в этой части, указал, что нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что общество неправомерно привлечено к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа. Поскольку положения указанной статьи в редакции, действовавшей в спорный период (2006–2007 гг.), предусматривали ответственность не за неправомерное перечисление налоговым агентом сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет, а за неправомерное неперечисление налога.
Резюме
В этом деле арбитражные суды использовали подход, предполагающий недопустимость расширительного толкования норм о налоговой ответственности. Тем самым, было обеспечено соблюдение одного из основополагающих принципов – возможность привлечения к ответственности только за такое деяние, которое прямо указано в законе как правонарушение.
Опыт этого дела показывает, что до изменений, внесенных в статью 123 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, эта правовая норма не предполагала возможности привлечения налоговых агентов к ответственности за несвоевременное поступление соответствующих сумм в бюджет.
Новая редакция статьи 123 НК РФ, действующая в настоящее время, предусматривает возможность привлечения к ответственности уже за сам факт неисполнения обязанности налогового агента в установленные сроки. При этом не стоит забывать, что даже в том случае, если уточнение налоговых обязательств и доплата налога произошли уже в ходе начавшейся проверки, это не может само по себе служить основанием для взыскания штрафа.
2 Выводы о том, что ст. 123 НК РФ не предусматривает ответственности за несвоевременное перечисление сумм налога в бюджет, содержатся в постановлениях ФАС МО от 13.10.2008 № КА-А40/8307-08; ФАС ПО от 17.07.2008 № А06-7445/07; ФАС СЗО от 19.03.2007 № А44-1709/2006-7; ФАС СКО от 13.11.2007 № А32-7342/2007-26/113; ФАС ЗСО от 22.01.2009 № А03-186/2008; ФАС ЦО от 11.12.2007 № А48-5692/06‑15.