Развитие концепции налоговой выгоды в судебной практике
судья Высшего Арбитражного Суда РФ, член Президиума ВАС РФ,
канд. юрид. наук
Российская налоговая политика на современном этапе во многом определяется с учетом последствий мирового экономического кризиса 2008–2009 гг.
При этом уклонение от уплаты налогов по-прежнему наносит большой ущерб доходной части бюджета.
Президент РФ Д.А. Медведев в Бюджетном послании Федеральному собранию РФ в мае 2009 г. не случайно предложил законодателям обратить внимание на судебную практику – в течение нескольких последних лет арбитражными судами уделялось пристальное внимание вопросам обоснованности налоговой выгоды.
Правовые позиции Пленума ВАС РФ, нашедшие отражение в Постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53), широко применялись арбитражными судами при разрешении налоговых споров в ситуациях, когда налоговые органы выявляли налоговые схемы.
Президиум ВАС РФ, пересматривая дела в порядке надзора, также не раз ссылался на Постановление № 53, при этом может сложиться впечатление, что позиция Президиума относительно применения того или иного положения Постановления № 53 менялась. Приведем для примера несколько постановлений Президиума ВАС РФ.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 9299/08 по делу «Кестрой 1» признан обоснованным вывод ниже-стоящих судов о том, что налоговые последствия в виде применения вычетов по налогу на добавленную стоимость и отнесения сумм, уплаченных за товар поставщику, на расходы при исчислении налога на прибыль правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальность хозяйственных операций.
Принятие этого Постановления вызвало среди юридической общественности опасения, что буквальное применение изло-женной в нем правовой позиции повлечет переложение ответственности на налогоплательщика за действия его поставщиков, оказавшихся недобросовестными.
Вместе с тем не стоит забывать, что правовая позиция Президиума ВАС РФ базируется на конкретной ситуации, что имело место в указанном деле. В дальнейшем возникла необходимость развить эту идею.
В 2010 г. Президиум ВАС РФ принял два постановления – от 09.03.2010 № 15574 по делу «Лизинговой компании малого бизнеса» и от 20.04.2010 № 18162 по делу «Муромского стрелочного завода», в которых сделал вывод о том, что само по себе установление недостоверности документов, подписанных лицами, не значащимися в учредительных документах поставщиков руководителями, не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться как основание для признания налоговой выгоды необоснованной.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09 также указано, что при отсутствии доказательств нере-альности хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогопла-тельщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, упомянутых в Постановлении № 53.
О необоснованности получения налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами следующие обстоятельства:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
В названных делах Президиум ВАС РФ не отказался от ранее высказанной позиции в деле «Кестрой 1», а развил ее применительно к новым обстоятельствам.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 № 505/10 по делу индивидуального предпринимателя О.П. Гейжина замечено, что представление в налоговый орган необходимых документов не влечет автоматического принятия заявленных расходов в целях налогообложения.
Согласно части 3 статьи 71 АПК РФ доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется соответствие действительности содержащихся в нем сведений.
В этом деле суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии документального подтверждения обоснованных затрат в целях осуществления предпринимательской деятельности – в нарушение пункта 3 статьи 237, пункта 1 статьи 252 НК РФ предпринимателем представлены недостоверные документы, которые не подтверждают реальность операций по приобретению им векселей в спорные периоды.
На наш взгляд, при оценке доказательств обоснованности налоговой выгоды судейское усмотрение должно быть основано на здравом смысле. Имеющиеся в деле О.П. Гейжина факты не позволяли судам сделать вывод об обоснованности полученной предпринимателем налоговой выгоды.
Таким образом, судебная оценка зависит от фактических обстоятельств дела, представленных лицами, участвующими в деле (налогоплательщиком и налоговым органом), доказательств обоснованности или необоснованности налоговой выгоды.
По нашему мнению, при разрешении данной категории налоговых споров следует использовать определенный алгоритм.
Первый этап. Суд исходит из того, что налоговая выгода признается обоснованной, если налогоплательщиком представлены в налоговый орган все предусмотренные законодательством о налогах и сборах и надлежащим образом оформленные документы.
Второй этап. Если налоговым органом доказано, что данные в представленных налогоплательщиком документах неполны, недостоверны или противоречивы (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 53), опровергать это придется налогоплательщику – представить доказательства реальности хозяйственных операций.
Третий этап (возможен). Налоговый орган опровергает реальность хозяйственных операций и представленные налогоплательщиком доказательства.
Также стоит заметить, что требование части 3 статьи 189 АПК РФ – о том, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов возлагается на органы, которые приняли оспариваемый акт или совершили оспариваемые дейст-вия, – не освобождает налогоплательщика от обязанности доказывать свою позицию.
В делах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды, нередко возникает вопрос о том, не имеется ли в данном случае переквалификации сделки налогоплательщика или статуса и характера его деятельности. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
Этот вопрос был рассмотрен Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 01.06.2010 № 16064/09 по делу ООО «Росконтракт». Судом был сделан следующий вывод. Если доначисление налоговым органом налогов и пеней, взыскание штрафов произошло в результате представления налогоплательщиком документов, содержащих недостоверные и противоречивые сведения, которые в совокупности с другими выявленными налоговым органом обстоятельствами не подтверждают факта реального осуществления им хозяйственных операций с российскими поставщиками, то есть не обусловлены изменением юридической квалификации сделок, принятие налоговым органом решения о бесспорном взыскании этих доначислений правомерно и не нарушает положения подпункта 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ.
В спорах об обоснованности налоговой выгоды при уплате ЕСН судам часто приходится оценивать так называемые схемы с аутсорсингом. Президиум ВАС РФ не раз обращался к разрешению подобных ситуаций3.
При рассмотрении таких дел прослеживаются определенные признаки, свидетельствующие о необоснованности налоговой выгоды, среди них:
- создание организаций, подконтрольных налогоплательщику и пользующихся налоговыми льготами, прежде всего правом на применение упрощенной системы налогообложения. Как правило, у всех этих организаций общие учредители и (или) руководители;
- созданные организации располагаются по одному адресу с налогоплательщиком и иной хозяйственной деятельности, кроме выполнения работ (оказания услуг) для налогоплательщика, не ведут;
- отсутствие экономического обоснования сделок между налогоплательщиком и созданными организациями, кроме получения налоговой выгоды.
- Вместе с тем, доказывая необоснованное получение налогоплательщиком налоговой выгоды в виде создания видимости хозяйственных операций для уменьшения налоговой базы по ЕСН, налоговые органы и суды зачастую не учитывают пункт 2 статьи 243 НК РФ, в соответствии с которым сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных налогоплательщиком за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).
2 См.: Шестакова Е.В. Слияния и разделения для целей планирования налогообложения // Налоговед. 2011. № 4. С. 49; Ларо Д. Кодификация доктрины экономической сущности в США // Там же. С. 73.
3 См.: постановления Президиума ВАС РФ: от 25.02.2009 № 12418/08 по делу ООО «Дворцовый ряд-МС»; от 28.04.2009 № 17643/08 по делу ООО «Анжеро-Судженский мясокомбинат им. В.В. Пащенко» и от 30.06.2009 № 1229/09 по делу ООО «Строительное монтажное объединение „Ямалстрой“».
хозяйственной операции» – «доказательство» – «необоснованная налоговая выгода»