Ключевые судебные решения по налоговым спорам
старший партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»,
канд. юрид. наук
Справка о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом должна содержать реальные сведения
Указав на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам объективной информации, ВАС РФ сделал вывод о том, что в справке должны содержаться сведения не только о задолженности, но и о невозможности ее взыскания. Суд признал, что форма справки, не предусматривающая информации об утрате налоговым органом права на взыскание в принудительном порядке числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки о реальном состоянии расчетов.
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09
Вышестоящий налоговый орган при рассмотрении жалобы не может ухудшать положение налогоплательщика
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган не вправе принимать решение о присуждении налогоплательщику дополнительных налоговых платежей, не взысканных обжалуемым решением налогового органа. Установление обстоятельств, по которым с налогоплательщика могут быть взысканы налоговые платежи, не указанные в решении, дает основания для проведения налоговой проверки в соответствии с подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 № 5172/09
Обособленное подразделение организации не может считаться созданным, если не созданы рабочие места
Чтобы считать обособленное подразделение организации созданным, оно должно отвечать предусмотренным п. 2 ст. 11 НК РФ признакам обособленного подразделения. По смыслу ст. 11 и 83 НК РФ основным квалифицирующим признаком создания обособленного подразделения признается фактическое его функционирование (способность к функционированию). Судами установлено, что принадлежащие Обществу помещения сданы в аренду, стационарных рабочих мест Общества в этом помещении нет, соответственно, обособленное подразделение не создано, а значит, привлечение Общества к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, незаконно.
Постановление ФАС МО от 08.04.2009 № КА-А41/2428-09
Инспекция обязана исключить из лицевого счета задолженность по пеням, срок взыскания которых истек
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования налоговой инспекции об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, а также об обязании инспекции исключить из его лицевого счета суммы задолженности по пеням на взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. Суд заявление удовлетворил и отметил, что сохранение сведений о наличии недоказанной налоговым органом задолженности по пеням нарушает права и законные интересы налогоплательщика при ведении им хозяйственной деятельности.
Постановление ФАС СЗО от 10.07.2009 № А56-43669/2008
Доначисление налога в рамках выездной проверки возможно по иным, чем при камеральной проверке, основаниям
В суде оспаривалось решение налоговой инспекции, принятое по результатам камеральной проверки налоговой декларации банка по налогу на прибыль за 2004 г. Данным решением была признана заниженной сумма налога вследствие неправильного отражения в налоговом учете результатов реализации имущественных прав в виде доли в уставном капитале банка. Позднее при выездной налоговой проверке были установлены иные обстоятельства, которые не рассматривались при камеральной проверке. Суд обязан исследовать новые обстоятельства, поскольку от их оценки зависит законность и обоснованность принятого по выездной налоговой проверке решения.
Постановление Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 № 3103/09
Извещение налогоплательщика по адресу его государственной регистрации при наличии у налогового органа сведений о фактическом местонахождении признано ненадлежащим
Суд указал, что нарушение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов камеральной проверки служит основанием для отмены принятых по результатам проверки решений, так как доказательств извещения налогоплательщика по известному адресу его фактического местонахождения о рассмотрении материалов проверки и о получении им акта проверки налоговый орган не представил.
Постановление ФАС МО от 16.07.2008 № КА-А40/6618-09
Премии, полученные покупателем от поставщика за выполнение объемов закупки, не облагаются НДС
В соответствии с подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде премий, выплаченных продавцом покупателю по условиям договора, учитываются в составе внереализационных расходов, так как не связаны с реализацией товаров (работ, услуг). Суд на основании п. 5 ст. 38; п. 2 ст. 44; п. 1 ст. 146; п. 2 ст. 153 и подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ указал, что премии, полученные Обществом от поставщика за выполнение объемов закупки в течение отчетного квартала, не относятся к выручке от реализации какой-либо услуги и поэтому не подлежат включению в базу по НДС.
Постановление ФАС МО от 21.05.2009 № КА-А40/4338-09
Раздача сувениров с логотипом Общества относится к рекламе и не облагается НДС
Суд признал незаконным доначисление НДС при выдаче контрагентам сувенирной продукции с логотипом Общества, так как ее распространение во время массовых рекламных мероприятий не может рассматриваться как безвозмездная передача товара в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ. Сувенирная продукция (праздничные наборы, календари) представляла собой рекламные материалы, не обладающие потребительской ценностью для получателя. Они не имеют рыночной стоимости и не могут быть реализованы, то есть не считаются товаром для целей налогообложения. Кроме того, включение стоимости розданных в рекламных целях товаров в базу по НДС означало бы фактически повторное взыскание НДС со стоимости этих товаров.
Постановление ФАС МО от 28.05.2009 № КА-А40/4603-09
Указание маршрута в путевых листах обязательно только для автотранспортных организаций
По мнению налогового органа, представленные Обществом документы (чеки АЗС и путевые листы без указания маршрута следования автомобиля) не могут служить доказательством использования автомобилей в производственных целях. Суд установил, что Общество использовало собственный и арендованный транспорт для выполнения должностных обязанностей руководителей. В подтверждение понесенных расходов на приобретение ГСМ Общество представило договоры аренды автомобилей, авансовые отчеты работников, кассовые чеки, путевые листы и должностные инструкции руководителей. Установленное проверкой несоответствие путевых листов унифицированной форме суд не признал – использование Обществом унифицированной формы путевых листов не обязывает его заполнять разделы, касающиеся автотранспортных организаций.
Постановление ФАС УО от 06.07.2009 № Ф09-4565/09-С3
Расходы на обслуживание в VIP-зале аэропорта относятся к расходам на командировки
Суд указал, что перечень расходов на командировки открыт, и расходы на обслуживание в VIP-зале аэропорта при наличии производственной необходимости могут быть отнесены к расходам на командировки. Эти услуги позволяют руководителям оперативно обеспечивать руководство Обществом, вести переговоры с соблюдением конфиденциальности и коммерческой тайны, оперативно решать производственные задачи.
Постановление ФАС МО от 03.06.2009 № КА-А40/4697-09-2
Добавление в топливо моющей присадки не считается производством подакцизного товара
Моющие присадки не меняют физико-химических и эксплуатационных показателей, нормируемых техническими условиями на топливо. Добавление в топливо моющей присадки не признано производством подакцизного товара, так как налоговый орган не представил доказательств получения в результате такого смешения топлива новой марки или нового качества.
Постановление ФАС СЗО от 02.07.2009 № А56-34512/2008
Право на вычет НДС по приобретенному автомобилю не зависитот его регистрации в ГИБДД
Суд указал, что вычет НДС в отношении транспортного средства до момента регистрации его в ГИБДД правомерен. Общество представило счет-фактуру и документы, подтверждающие принятие транспортного средства на учет, договор купли-продажи и паспорт транспортного средства. НК РФ не обязывает регистрировать средства транспорта в органах ГИБДД для реализации права на вычет НДС. Вещные права на транспортные средства не подлежат государственной регистрации. Суд отклонил довод налогового органа о преждевременной постановке автомобиля на учет в качестве основного средства. Общество не нарушило п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», которым не предусмотрена регистрация транспортного средства в ГИБДД как условие принятия его на учет.
Постановление ФАС МО от 14.07.2009 № КА-А40/5553-09
Фактически эксплуатируемое имущество, хоть и не учтенное на счете 01, подлежит налогообложению
Учет недвижимого имущества на балансе как критерий отнесения такого имущества к объектам налогообложения (ст. 374 НК РФ) не дает оснований для неуплаты налога на объекты основных средств, не отраженные налогоплательщиком на счете 01 «Основные средства», но фактически эксплуатируемые (в том числе переданные в пользование иным лицам).
Постановление ФАС СКО от 19.02.2009 № А32-23802/2007-46/477-2008-56/246
Активные действия налогоплательщика, направленные на установление реальности существования контрагента, свидетельствуют о должной осмотрительности при выборе контрагентов
Налоговый орган установил посредством экспертизы, что счета-фактуры подписаны неустановленными лицами, а не руководителями компаний-поставщиков. Суд признал вычет НДС обоснованным и отметил, что Общество истребовало у контрагентов копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и постановке на учет, решений о назначении директоров, Уставов, выписок из ЕГРЮЛ, а впоследствии у краевого ГУВД – информацию об отсутствии дисквалификации руководителей поставщиков. Эти действия суд расценил в качестве признаков осмотрительности в выборе поставщиков.
Постановление ФАС ЗСО от 12.08.2009 № Ф04-4836/2009(12610-А03-14)
До получения от налогоплательщика заявления о возврате налога у налогового органа не возникает каких-либо обязанностей, связанных с возвратом этой переплаты
Согласно статье 176 НК РФ до получения заявления налогоплательщика, в котором содержится его воля на возврат сумм налога, у налогового органа не возникает обязанность возвращать налог, подлежащий возмещению. Проценты за просрочку возврата налога при этом не начисляются.
Постановление ФАС СКО от 17.07.2009 № А32-24838/2008-3/378
Не допускается проведение зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, по которой сроки на принудительное взыскание истекли
В НК РФ установлены временные пределы реализации мер государственного принуждения, связанные с взысканием налога и направленные на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования. Зачет – это форма уплаты налога, на него распространяются общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации права налоговых органов на принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, которые подлежат применению, в том числе и при зачете сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности.
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 № 6544/09
Показания лица, которое не было предупреждено об ответственности за отказ или дачу заведомо ложных показаний, не признаются допустимым доказательством
Довод налоговой инспекции о взаимозависимости поставщиков суд отклонил, поскольку в обоснование взаимозависимости налоговая инспекция ссылалась на объяснение лица, который не был предупрежден о налоговой или уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.
Постановление ФАС ВСО от 07.07.2009 № А19-16584/08
Налогоплательщик не вправе передавать третьим лицам право на получение процентов из бюджета
Действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи налогоплательщиком своих прав на получение возмещения процентов, начисленных за несвоевременный возврат налога из бюджета, по сделке гражданско-правового характера.
Постановление ФАС ПО от 04.08.2009 № А06-2590/08