Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

«Государство не собирается уничтожать бизнес, преодолевая кризис…»

08, Октября 2009
КОРОТКО О СОБЫТИИ
 
Событие:
Экспертный совет при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики
9 сентября 2009 г.,
г. Москва
 
Темы обсуждения:
Законопроекты о введении заявительного порядка возмещения НДС (№ 2234425) и о декриминализации налоговых преступлений (№ 224549-5)
 
В обсуждении приняли участие:
сопредседатели Экспертного совета вице-президент ТПП РФ В.Б. Исаков и управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» С.Г. Пепеляев, заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам депутат А.М. Макаров и член Комитета депутат Е.А. Самойлов, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин, начальник Юридического управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора И.И. Кучеров, представители бизнеса и науки
 
Статистика:
В 2008 г. выявлено более 400 тыс. преступлений экономической направленности,  из них налоговых преступлений – 15 122; сумма причиненного ущерба – 140 млрд руб., 75 млрд руб. – от налоговых преступлений.
Число лиц, совершивших налоговые преступления в первом полугодии 2009 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.):
по ст. 198 УК РФ – 5142 лиц (+10,6%);
по ст. 199 УК РФ – 6922 (+5,5%);
по ст. 199.1 УК РФ – 1506 (+12%).
 
Как отметил заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам А.М. Макаров, предложенные к обсуждению на Экспертном совете законопроекты готовятся вместе, в том числе и потому, что уголовные дела, связанные с неуплатой НДС, составляют большинство. Депутат подчеркнул, что проекты уже одобрены председателем Госдумы и соответствующими комитетами, положительный отзыв на проект об уголовной ответственности поступил из Верховного Суда РФ. Предлагаемый законопроектом ускоренный порядок возмещения НДС (не только экспортного) позволяет получить налог из бюджета, не дожидаясь окончания налоговой проверки, в порядке простой кассовой операции. 

Участвовавший в обсуждении директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин сообщил, что министерство поддерживает новый порядок возмещения НДС, но только при условии предоставления налогоплательщиком банковской гарантии. Иначе как защитить государство, если по результатам налогового контроля право на возмещение налога не подтвердится, а налог уже возвращен?

Второй законопроект предусматривает привлечение к уголовной ответственности за неуплату налогов не по одному лишь факту наличия недоимки, а при наличии вступившего в силу решения налогового органа, которым доначислены налоги, и не ранее истечения срока, установленного в требовании об уплате налогов. При этом у лица, не уплатившего налог в срок, остается возможность избежать ответственности после его уплаты вместе с пенями и штрафами. В несколько раз повышаются пороги привлечения к уголовной ответственности. Для исключения всякого «усмотрения» чиновников изменения вносятся не только в УК РФ, УПК РФ и НК РФ, но и в Закон о милиции.

Начальник Юридического управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора И.И. Кучеров напомнил, что конструкция, аналогичная предлагаемой, содержалась в законодательстве в 1998 г., когда пополнение бюджета было важнее прочих обстоятельств. В условиях экономического кризиса мотивация уклонения от уплаты налогов растет, но нельзя не учитывать данные уголовной статистики: за два последних года по обвинению в неуплате налогов привлечено чуть больше 3 тыс. человек, но осуждены лишь единицы.

Юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» В.В. Стрельников заметил, что предлагаемое смягчение уголовной ответственности не даст желаемого результата, если не будут доработаны процессуальные нормы, в частности устанавливающие основания и порядок возбуждения уголовного дела. Законопроект нуждается и в технико-юридической доработке – исключении избыточности формулировок и повторов.

После обсуждения законопроектов эксперт Комитета Госдумы по транспорту В.Д. Бордунов проинформировал собравшихся о том, как может измениться ситуация в сфере воздушного транспорта в связи с началом действия в России Кейптаунской конвенции сноска 1. Конвенция призвана помочь авиакомпаниям обновить авиапарк без особых затрат, но российское законодательство, в том числе налоговое, не предусматривает соответствующих стимулов. Совет решил направить данную информацию в Минфин России.

Закрывая заседание, директор Департамента по законодательству ТПП РФ С.В. Васильев сообщил о начале подготовки очередного Всероссийского налогового форума, который запланирован на 1 декабря 2009 г.

 

 

сноска 1 Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Кейптаун, 16 ноября 2001 г.).