Офшоры: «за» и «против»
Офшоры: «за» и «против»
Несмотря на то что законодатель в пункте 3 статьи 284 НК РФ дал определение офшорной зоны, участники Клуба начали обсуждение с вопроса «Что такое офшор?» Вариантов ответов было много, предлагались разные классификации офшоров, но в итоге пришли к выводу, что единого понятия офшора не может быть, и все зависит от того, в каких целях – налоговых или гражданско-правовых – оно используется.
коротко о событии
Событие:
Налоговый клуб 18 сентября 2008 г., Москва
Тема обсуждения:
Россия и офшоры: как развиваются взаимоотношения?
В обсуждении приняли участие:
сотрудники компаний, оказывающих
услуги по регистрации офшорных фирм и ведению бизнеса в офшорах, налоговые консультанты и адвокаты, представители государственных органов
Зачем нужны офшоры? Сэкономить налоги, облегчить процесс инвестирования, скрыть собственника и защитить активы, выйти на зарубежный рынок и т. д. Ответы участников вызвали дискуссию о разделении офшоров, в которых просто «прячут» деньги, и офшоров, в которых зарегистрированы действующие фирмы, входящие в международные холдинги. В первом случае действительно можно сэкономить, но законность такого рода экономии весьма сомнительна. Государства, считая, что офшоры «воруют налоговую базу страны», в последнее время активизировали борьбу с ними, и Россия не исключение.
Как отметил представитель Минэкономразвития России, участвовавший в заседании Клуба, в конце концов не бизнес решает, быть офшору или нет. Сейчас стал сложнее процесс согласования новых соглашений России с другими странами об избежании двойного налогообложения. Пересматриваются действующие соглашения, и не исключено, что какие-то из них будут изменены. Некоторые участники отмечали, что, если захотеть, законодательными мерами можно «отбить» всякое желание пользоваться офшорами. В борьбе с агрессивным налоговым планированием европейские страны уже добились того, что их компании платят налоги в бюджет своей страны, не пытаясь ссылаться на квазиофшорные налоговые освобождения.
Следуя примеру Запада, Россия с 1 января 2008 г. ввела нулевую ставку по налогу на прибыль для дивидендов, полученных российской компанией от иностранной. Но этой льготой не смогут воспользоваться компании, получившие доходы из стран, попавших в утвержденный Минфином России список [ сноска 1 ] . Как выяснилось, этот список, в который попали Кипр и Мальта, не относящиеся к офшорам, включает самые популярные территории, в которых действуют нулевая ставка налога на доходы или ставка, не превышающая 2/3 ставки налога. Как отметил один из участников Клуба, ссылка законодателя в статье 284 НК РФ на этот список непрофессиональна, поскольку данной статьей регулируется налогообложение дохода, поступающего в Россию, а не «утекающего» из нее.
Важно различать, в каком случае использование офшора незаконно или приносит необоснованную налоговую выгоду и что может включать в себя деловая цель использования офшора? Некоторые участники предлагали понимать под деловой целью защиту от рейдерства, от хищения компании и т. п. Но большинство участников с таким предложением не согласилось – при отсутствии деловой активности офшорной компании вряд ли арбитражные суды примут во внимание подобные цели.
Подводя итоги встречи, координатор Налогового клуба В.М. Зарипов отметил, что сегодня в применении офшоров можно найти как плюсы, так и минусы. Поэтому важнее правильно оценить налоговые риски.
[ сноска 1 ] Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н.