Критерии выделения крупнейших налогоплательщиков в России и США
ведущий специалист Управления по имуществу ООО «Мострансгаз»
Какие критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших существуют в России?
В настоящее время для отнесения налогоплательщика к категории крупнейших в России применяются следующие критерии:
• показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской отчетности организации;
• отношения взаимозависимости между организациями [ сноска 1 ] .
Кроме того, для отнесения налогоплательщика к категории крупнейших анализу подлежат показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год:
• суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов;
• суммарный объем выручки от продажи товаров (продукции, работ, услуг);
• размер активов (сумма внеоборотных и оборотных активов).
Для организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, предусмотрен отличный состав показателей финансово-экономической деятельности. Помимо суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов анализу и оценке подлежат:
• суммарный годовой объем производства;
• суммарная производственная мощность по выпуску продукции.
Для организаций, проводящих закупку, хранение и поставку алкогольной, спиртосодержащей или табачной продукции, помимо начислений федеральных налогов и сборов оценивается также суммарный объем выручки.
Критерий отношения взаимозависимости между организациями применяется для определения крупнейших налогоплательщиков только в том случае, если организации, отношения с которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации (ст. 20 ч. 1 НК РФ), имеют показатели финансово-экономической деятельности, позволяющие признать их крупнейшими налогоплательщиками.
Таким образом, выделение из состава налогоплательщиков отдельной группы ее крупнейших представителей в настоящее время происходит только на основе качественных признаков, базирующихся на результатах деятельности субъекта.
Каким образом вопрос об отнесении налогоплательщиков к числу крупнейших решается в США?
Для определения принадлежности компании к категории крупнейших налогоплательщиков и включения ее в Программу всесторонних проверок, предназначенную для проверки крупных компаний-налогоплательщиков, в США применяется специальная система баллов, которые присваиваются по следующим
категориям:
• общая стоимость активов;
• валовой доход;
• количество юридических лиц, принимающих участие в основной деятельности;
• наличие многоотраслевой структуры компании;
• количество сотрудников налоговой администрации, необходимых для проверки компании;
• количество привлеченных специалистов, необходимых для проверки компании;
• общий объем вспомогательной работы и количество человеко-дней, затраченных на проверку.
Данный метод обеспечивает объективный подход ко всем налогоплательщикам. Компания включается в Программу всесторонних проверок, если она набирает не менее 12 баллов (для промышленных компаний) и 15 баллов (для финансовых, страховых, брокерских компаний; для фирм, занимающихся предоставлением коммунальных услуг).
Кроме того, ряд положений предусматривает включение компаний в разряд крупнейших налогоплательщиков даже в том случае, когда они не набирают необходимое количество баллов, но на практике это случается крайне редко.
Каковы критерии присвоения баллов [ сноска 2 ] ?
Общая стоимость активов. Суммируются все активы основного налогоплательщика, а также активы всех находящихся под его фактическим контролем юридических лиц в США и за рубежом (табл. 1). За каждые дополнительные 3 млрд. долл. (или меньшую сумму) добавляется один балл.
Таблица 1. Шкала начисления баллов по общей стоимости активов налогоплательщика
Стоимость активов |
Начисляемые баллы |
До 500 млн. долл. (включительно) |
1 |
От 500 млн. до 1 млрд. долл. |
2 |
От 1 млрд. до 2 млрд. долл. |
3 |
От 2 млрд. до 5 млрд. долл. |
4 |
От 5 млрд. до 8 млрд. долл. |
5 |
Валовой доход. Суммируется валовой доход основного налогоплательщика, а также валовой доход всех находящихся под его фактическим контролем юридических лиц в США и за рубежом (табл. 2). За каждые дополнительные 3 млрд. долл. (или меньшую сумму) добавляется один балл.
Таблица 2. Шкала начисления баллов по валовому доходу налогоплательщика
Валовый доход |
Начисляемые баллы |
До 1 млрд. долл. (включительно) |
1 |
От 1 млрд. до 2 млрд. долл. |
2 |
От 2 млрд. до 3 млрд. долл. |
3 |
От 3 млрд. до 5 млрд. долл. |
4 |
От 5 млрд. до 10 млрд. долл. |
5 |
Юридические лица, принимающие участие в основной деятельности. К данной категории относятся крупные структурные подразделения, действующие как самостоятельные юридические лица (дочерние предприятия, филиалы и производственные подразделения), проверка деятельности которых в совокупности может потребовать от органов налоговой администрации не менее 50 человеко-дней (табл. 3).
Таблица 3. Шкала начисления баллов по количеству юридических лиц, принимающих участие в основной деятельности налогоплательщика
Количество юридических лиц |
Начисляемые баллы |
1 |
1 |
2—5 |
3 |
6—9 |
5 |
10—13 |
7 |
свыше 13 |
9 |
Статус многоотраслевой компании. В эту категорию включаются компании независимо от организационно-правовой формы (дочерние предприятия, филиалы и производственные подразделения), деятельность которых относится к различным самостоятельным отраслям и проверка которых потребует не менее 100 человеко-дней. Баллы начисляют из расчета один балл за каждую отрасль в течение одного цикла, который может состоять из двух или более налоговых периодов.
Количество сотрудников налоговой администрации, необходимых для проверки компании. Один балл начисляется за каждого основного окружного налогового агента [ сноска 3 ] , который затратит не менее 25 человеко-дней на проведение проверки. Количество баллов рассчитывается по результатам предыдущей проверки. Если в ходе проверки происходит замена одного сотрудника группы проверки на другого, это не ведет к начислению дополнительного балла. Привлечение специалистов также не ведет к начислению дополнительных баллов.
Количество привлеченных специалистов, необходимых для проверки компании. К данной категории относятся специалисты по компьютерным налоговым проверкам, по международным аспектам сделок, по налогам на занятость [ сноска 4 ] ; экономисты; инженеры; специалисты, занимающиеся проверкой акцизных сборов, товаров и финансовых продуктов; специалисты по вопросам пенсионного обеспечения и налоговых льгот. За каждого основного и дополнительного окружного специалиста, участвующего в проверке, начисляется один балл. Количество баллов рассчитывается по результатам предыдущей проверки. Если в ходе проверки происходит замена одного специалиста на другого, это не ведет к начислению дополнительного балла.
Общий объем вспомогательной работы и общее количество человеко-дней, затраченных на проверку. Баллы начисляются в зависимости от времени, затраченного на вспомогательную работу в связи с проверкой, независимо от количества сотрудников, назначенных для ее выполнения. Количество баллов определяется по результатам предыдущей проверки. За каждые дополнительные 50 дней (или часть этого срока) добавляется один балл (табл. 4).
Таблица 4. Шкала начисления баллов по количеству человеко-дней, затраченных на проверку
Количество дней |
Начисляемые баллы |
0—49 |
1 |
50—99 |
3 |
100—149 |
5 |
155—199 |
7 |
Общее количество человеко-дней, затраченных непосредственно на проверку. Для определения этого показателя следует подсчитать общее количество всех налоговых агентов и специалистов, занятых на основной и вспомогательной работе во время проведения проверки. Время, затраченное руководителем проверки и бухгалтером, участвующим в ее проведении, не учитывается. За каждые 125 человеко-дней, запланированных для проверки, начисляется один балл. Количество баллов определяется по результатам предыдущей проверки. Максимальных ограничений не существует.
Ключевые слова: зарубежный опыт, крупнейший налогоплательщик, налоговый контроль, полномочия налогового органа, США, authority of the tax office, foreign experience, major taxpayer, tax control, USA