Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

То, что хуже санкций

27, Августа 2021
С.Г. Пепеляев,
главный редактор
журнала «Налоговед»,
канд. юрид. наук
 

КС РФ принял решение, суть которого заключается в приоритете здравого смысла и гуманности над бездушием и формализмом1.

Человек попал в трудную ситуацию из-за американских «санкций». Его валютные средства, хранящиеся в российском банке, при переводе в другой российский банк оказались заблокированными в американском банке-транзитере. С немалыми усилиями их удалось перевести в английский банк, а оттуда в «Сбер». 

Это вынужденное «путешествие» долларов было признано налоговой инспекцией валютным нарушением. В результате 75% всей суммы изъяты в виде штрафа.

Суды, вплоть до ВС РФ, поддержали решение инспекции2.

Конституционный Суд РФ признал такой подход недопустимым, формальным, усугубляющим и без того ущемленное положение лица, затронутого санкциями: «Наиболее приемлемой и ожидаемой реакцией органов власти является принятие решений, направленных на содействие таким лицам как попавшим в тяжелую ситуацию из-за противоправных, по сути, обстоятельств».

Как указал КС РФ, действия лица, направленные на преодоление негативных последствий и на восстановление (эффективное сохранение) своего права на имущество, никак не могут быть неправомерными и виновными. Решения инспекции и судов приняты без учета фактических обстоятельств конкретного дела.

Почему в такой очевидной ситуации налоговый орган принял решение, претендующее на звание «людоедского», и почему суды общей юрисдикции его поддержали?

КС РФ указывает на «содержательные» причины: без внимания оставлены действительный смысл и цели валютного регулирования, права и гарантии, закрепленные в статьях Конституции РФ.

Но почему эти общие нормы не рассматриваются в комплексе с конкретным регулированием, выносятся за периметр рутинного правоприменения, оставляются «на десерт» судьям КС РФ, притом что Конституция – акт прямого действия?

 Постановление КС РФ от 09.07.2021 № 34-П в связи с жалобой гр. Н.В. Кузнецова.
Постановление Мосгорсуда от 28.02.2018 № 4а-153/2018.

1 июля 2021 г. вступил в действие новый Закон о госконтроле3. Там в системном порядке обстоятельно изложены принципы государственного контроля и надзора, раскрыто их содержание. Это вполне конкретные критерии и рамки, которые можно применять в практических ситуациях (см. текст ниже).

Для информации

Нормы-принципы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность, содержатся также в Федеральном законе от 31.07.2020 № 247‑ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Однако же в силу прямого указания этот закон не распространяется на налоговые отношения. Почему? Может быть, принципы контроля работы налоговых органов чем-то отличаются от базовых требований к работе иных государственных контролеров? Или они уже достаточно урегулированы?

По обоим вопросам ответ отрицательный.

Налоговый кодекс крайне лапидарен в отношении принципов налогового контроля. Единичные разрозненные положения ст. 31 «Права налоговых органов», ст. 32 «Обязанности налоговых органов», ст. 33 «Обязанности должностных лиц налоговых органов» и ст. 82 «Общие положения о налоговом контроле» можно только условно отнести к принципам контроля. Ни о каком полном, системном подходе речи не идет.

Между тем потребность в таких принципах демонстрируется судебно-арбитражной практикой, в том числе и самого ВС РФ. Он обращал внимание на применимость принципа добросовестности при оценке правомерности действий проверяющих4, принципа разумной достаточности налогового контроля5, налогового эстоппеля (см. текст ниже) и др.

Читайте также

Об эстоппеле см.: Анищенко Д.Е. Эстоппель в налоговом праве // Налоговед. 2019. № 4. С. 23–31; Винницкий Д.В. К дискуссии о дроблении бизнеса и последовательности применяемых подходов // Налоговед. 2019. № 3. С. 51–59; материалы XIV и XV Сибирского налогового форума на сайте журнала «Налоговед» nalogoved.ru; Пепеляев С.Г. Добрая совесть налоговой инспекции // Налоговед. 2018. № 4. С. 4–7; Читая Р.Г. Добросовестность налогового администрирования // Налоговед. 2018. № 12. С. 7–12.

В целом ряде решений КС РФ сформулированы принципы контрольной деятельности налоговых органов6.

О потребности в принципах налогового контроля сказал и руководитель Федеральной налоговой службы Д.В. Егоров. На сессии ПМЭФ-2021 «Налоговая система России: образ будущего. Отвечая на вызовы» он подчеркнул, что ведомство научилось работать без четкого описания каждого отдельного действия: «Получается, что есть правоотношения, в которых мы созрели до того уровня, что нам достаточно просто формировать принципы»7.

Пришло время систематизировать выявленные судебной практикой общие требования к контрольной деятельности налоговых органов. Но правильнее было бы распространить действие главы 2 «Принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля» Закона о госконтроле и на налоговые отношения.

Не должно и не может быть каких-то особых, отдельных избирательных требований, обязательных для налоговых органов. Все государственные контролеры одинаково подчинены конституционным требованиям, направленным на защиту имущественных и других прав, частной собственности. Сфера и предмет контроля ничего не меняют и не исключают.

 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Определения СКЭС ВС РФ от 16.02.2018 по делу № А33-17038/2015 АО «Бамтоннельстрой»; от 03.08.2018 по делу № А40-93786/2017 АО «ВЭБ-Лизинг»; от 14.03.2019 по делу № А79-12226/2017 ПАО «Химпром»; от 30.09.2019 по делу № А40-24375/2017 ООО «Объединенные пивоварни „Хейнекен“»; от 28.02.2020 по делу № А47-7120/2018 ИП Воробьева В.А.
Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 по делу № А60-13819/06-С9 ИП Проскурякова В.М.; Определение СКЭС ВС РФ от 16.03.2018 по делу № А40-230080/2016 ПАО «Т-Плюс».
6 Постановления КС РФ от 16.07.2004 № 14-Пот 17.03.2009 № 5-П и др.
7 Необходим ли переход от подетального регулирования к установлению общих принципов налогового администрирования обсудили на ПМЭФ’21 // Сайт ФНС России. 03.06.2021. URL: https://www.nalog.gov.ru.

С уважением,
С.Г. Пепеляев


S.G. Pepeliaev

Worse than sanctions