Налоговый контроль
Материалы рубрики
Статьями 22, 31 и 32 Налогового кодекса РФ налогоплательщику гарантирована защита от неправомерных действий (бездействия) налоговых органов, а для налоговых органов установлена обязанность при осуществлении налогового контроля соблюдать нормы налогового законодательства и иных законов Российской Федерации. То есть гарантии прав налогоплательщика обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.
По мнению автора, существующая редакция пункта 12 статьи 40 НК РФ не соответствует Конституции РФ и основному принципу налогообложения — налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Это порождает многочисленные проблемы и для налогоплательщиков, и для налоговых органов, о чем свидетельствует противоречивая арбитражная практика.
Участившиеся случаи подачи налоговыми органами исков о признании сделок совершенными с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, заставляют редакцию журнала вновь обратиться к вопросу о применении статьи 169 Гражданского кодекса РФ и возможности ее существования в действующей системе российского права.
Положения статьи 40 НК РФ, безусловно, стоят на страже интересов бюджета, исключая возможность уклонения от уплаты налогов путем искусственного занижения цен на товары, работы или услуги. С другой стороны, применение норм данной статьи может привести к чрезмерному и экономически необоснованному налогообложению, когда интересы налогоплательщиков оказываются неоправданно ущемленными в пользу интересов фискальных.
Налоговые органы достаточно активно пользуются предоставленным им статьей 40 НК РФ правом в определенных случаях проводить проверку соответствия применяемых налогоплательщиком цен рыночному уровню, о чем свидетельствует значительное количество арбитражных споров. В данной статье приводятся результаты анализа 263 постановлений· федеральных арбитражных судов за 2006—2007 гг.
В погоне за сиюминутной выгодой государство стремится обложить налогом буквально каждый шаг предпринимателя, который может быть «зафиксирован, оценен и учтен», даже если этот шаг направлен на улучшение условий труда…
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума Российской
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
Налогу на добавленную стоимость традиционно уделяется особое внимание при формулировании мер в области налоговой политики, так как данный налог является основным источником доходов федерального бюджета, и в силу этого обстоятельства любые проблемы с его администрированием чрезвычайно чувствительны как для государства, так и для налогоплательщиков. В статье рассматриваются отдельные результаты проведенной в рамках налоговой реформы результаты модернизации налога на добавленную стоимость, оцениваются перспективы его дальнейшего реформирования.
А.В. Грачев,
юрист отдела
налогового
стимулирования
Минэкономразвития России
Необходимость реформирования 20-й и 40-й статей НК РФ становится все более очевидной.С учетом отрицательного опыта реформы трансфертного ценообразования в 2004 году Минфином России совместно с Минэкономразвития России были предприняты усилия по созданию нового законопроекта. В результате сегодня, после длительной и кропотливой работы, должна быть сделана новая попытка разрубить гордиев узел трансфертного ценообразования.