Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Решение Суда ЕС от 28.10.2020 по делу C-321/19 «BY and CZ против ФРГ»

27, Января 2021

Суть дела

BY и CZ (физические лица) управляли компанией, регулируемой польским законодательством, которая занималась автоперевозками, в том числе в Германии. Они заплатили дорожные сборы за период с 1 января 2010 г. по 18 июля 2011 г. на общую сумму 12420,53 евро за использование германских федеральных автомагистралей. Посчитав, что метод расчета дорожных сборов привел вопреки законодательству Евросоюза к чрезмерным финансовым обязательствам, BY и CZ подали иск в немецкий суд о возмещении части уплаченных сборов.

При рассмотрении дела Высший административный суд Северного Рейна – Вестфалии (см. текст на полях), обратился к Суду ЕС с запросом, является ли тот факт, что связанные с дорожной полицией расходы были включены в расчет дорожных сборов, нарушением Директивы 1999/62/ЕС о взимании платы с тяжелых грузовых автомобилей за использование определенных дорожных инфраструктур [1] (далее – Директива 1999/62/ЕС).

Решение суда

Суд ЕС указал, что Директива 1999/62/ЕС налагает на государства-члены, которые вводят или поддерживают дорожные сборы на трансъевропейской дорожной сети, точное и безоговорочное обязательство определять уровень взимаемых сборов с учетом только затрат на инфраструктуру (строительство, эксплуатацию, обслуживание и развитие сети). Соответственно, физическое лицо может напрямую ссылаться в национальных судах на это обязательство в отношении государства-члена, которое не выполнило обязательство.

На вопрос, покрываются ли расходы, связанные с дорожной полицией, понятием «эксплуатационные расходы» и могут ли быть включены в расчет дорожных сборов, Суд ответил отрицательно. Ответственность за деятельность полиции несет государство, которое осуществляет свои публичные полномочия, а не выступает в качестве оператора дорожной инфраструктуры. А значит, связанные с дорожной полицией расходы не могут рассматриваться как эксплуатационные в соответствии с Директивой 1999/62/ЕС.

Аргумент, что в данном конкретном случае включение расходов на деятельность дорожной полиции повлечет лишь незначительный рост дорожного сбора, Суд отверг, поскольку Директива 1999/62/ЕС исключает любое превышение, вызванное включением расходов, не относящихся непосредственно к дорожной инфраструктуре.

 

[1] Директива 1999/62/ЕС Европейского парламента и Совета от 17.06.1999 о взимании платы с грузовых автомобилей за использование определенной инфраструктуры (с поправками, внесенными Директивой 2006/38 / ИК Парламента и Совета от 17.05.2006).