Решение Суда ЕС от 23.04.2020 по делу № C-28/19 «Ryanair Ltd против Антимонопольного управления Италии»
Суть дела
В 2011 г. Антимонопольное управление Италии «раскритиковало» Ryanair за то, что авиакомпания опубликовала в Интернете цены на авиационные услуги без указания сумм НДС, сборов за онлайн-регистрацию и сборов, взимаемых при оплате кредитной картой, отличной от утвержденной Ryanair. По мнению регулятора, эти ценовые элементы неизбежны и предсказуемы и поэтому необходимо информировать потребителей о них сразу же, до начала процесса бронирования билетов. Управление наложило штраф на Ryanair за несправедливую коммерческую практику.
Компания подала в итальянский административный суд иск об отмене решения регулятора. Затем, после того как иск был отклонен в первой инстанции, Ryanair обратилась в Consiglio di Stato (Государственный совет Италии). А тот – в Суд ЕС с вопросом, являются ли рассматриваемые ценовые элементы в свете Регламента об осуществлении авиаперевозок1 неизбежными и предсказуемыми и должны ли они быть включены в опубликованное первоначальное ценовое предложение.
Решение суда
Суд отметил, что авиаперевозчик, такой как Ryanair, обязан указывать в своих первоначальных онлайн-предложениях отдельно воздушный тариф и отдельно налоги, сборы и доплаты, которые неизбежны и предсказуемы.
В отношении онлайн-сборов за регистрацию Суд ЕС постановил, что их, если есть хотя бы один вариант бесплатной регистрации (например, регистрация в аэропорту), необходимо классифицировать как необязательное дополнение к цене и, следовательно, необязательно указывать в первоначальном предложении авиаперевозчика. В случае же с исключительно платными способами регистрации сборы за нее должны рассматриваться как элементы цены на услуги авиакомпании, которые неизбежны и предсказуемы и, значит, должны быть указаны в первоначальном предложении.
Что касается НДС к «необязательным дополнениям» (опционные услуги, которые потребитель может добавить к брони по своему желанию), предлагаемым авиакомпаниями на внутренних рейсах, то дополнение его к цене необязательно, в отличие от НДС, применяемого к стоимости самих авиабилетов.
Кроме того, Суд ЕС постановил, что сборы, взимаемые при оплате кредитной картой, отличной от одобренной авиаперевозчиком, тоже признаются неизбежными и предсказуемыми и поэтому должны быть указаны в первоначальном ценовом предложении. Это вытекает из самой политики авиаперевозчика в отношении способа оплаты. Они также неизбежны, поскольку очевидный выбор для потребителя, использовать или не использовать одобренную перевозчиком кредитную карту, зависит от введенных авиакомпанией условий. Это означает, что бесплатная услуга доступна ограниченному числу привилегированных потребителей.
1 Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 1008/2008 «Об общих правилах для осуществления авиаперевозок в Сообществе» (Страсбург, 24.09.2008).