Решение Суда ЕС от 03.03.2020 по делу № C-482_18 «Google Ireland Limited против Главного налогового и таможенного управления Национальной налоговой и таможенной администрации Венгрии»
Суть дела
Google Ireland зарегистрирована в соответствии с ирландским законодательством и ведет деятельность, облагаемую налогом на рекламу в Венгрии. Компания не выполнила обязательство венгерского законодательства по подаче налоговой декларации и была оштрафована на 10 млн форинтов (около 31 тыс. евро). В течение нескольких дней она получила дополнительные штрафы в общей сложности на 1 трлн форинтов (около 3,1 млн евро). Это максимальный штраф, который по венгерским законам может быть наложен за нарушения, связанные с налогом на рекламу.
Google Ireland подала иск в Fővárosi Közigazgatási és Munkaügyi Bíróság (Будапештский административный и трудовой суд, Венгрия), оспаривая совместимость с законодательством Евросоюза обязательства иностранных поставщиков рекламных услуг подавать налоговую декларацию и системы штрафов по налогу на рекламу.
Будапештский суд направил запрос в Суд ЕС.
Решение суда
Суд ЕС пришел к выводу, что указанные компанией различия в регулировании штрафов несоразмерны и, следовательно, неоправданны, представляют собой ограничение свободы предоставления услуг, запрещенное ст. 56 Договора от 01.12.2009 о функционировании ЕС (далее – ДФЕС). Суд заметил, что размер штрафа для таких организаций может доходить до нескольких миллионов евро, причем для венгерских компаний он будет значительно меньше, а его пропорциональный рост в зависимости от длительности правонарушения намного медленнее, чем для иностранных.
Но этот же принцип не вступает в противоречие с венгерским законодательством, которое для целей национального налога на рекламу обязывает подавать налоговую декларацию поставщиков рекламных услуг, созданных в другом государстве – члене Евросоюза. И это несмотря на то, что поставщики таких услуг, созданные в Венгрии, освобождаются от аналогичного обязательства на том основании, что имеют обязанность подавать декларации по всем другим налогам своей страны.
Суд ЕС, раскрывая принцип свободы предоставления услуг, отметил, что исключает любые законодательные положения, которые могут усложнить предоставление услуг между государствами – членами Евросоюза по сравнению с предоставлением услуг только в одном государстве-члене. Этот принцип требует отмены любого ограничения свободы предоставления услуги, навязанного на том основании, что лицо, ее оказывающее, учреждено в государстве-члене, отличном от того, в котором она предоставляется.
Между тем меры, единственный результат которых создание дополнительных затрат в отношении рассматриваемой услуги, но которые одинаково влияют на оказание услуг между государствами-членами и в пределах одного государства-члена, не подпадают под названный запрет.
Суд постановил, что обязанность представить налоговую декларацию не препятствует осуществлению рекламной деятельности в Венгрии и что это обязательство применимо независимо от места учреждения поставщиков рекламных услуг. Такая административная формальность сама по себе не мешает свободе оказания услуг. Она не имеет сдерживающего эффекта – напротив, препятствует тому, чтобы уже зарегистрированные в Венгрии поставщики были обязаны выполнять бессмысленные формальности.
В отношении налоговых штрафов Суд ЕС отметил, что системы санкций, хотя они относятся к компетенции государств-членов ввиду отсутствия единого регулирования на уровне Евросоюза, не должны создавать угрозу для свобод, закрепленных ДФЕС.
Де-юре рассматриваемая система штрафов применяется без каких-либо различий ко всем налогоплательщикам, которые не выполняют обязанности по подаче налоговой декларации независимо от государства-члена, в котором они созданы. Де-факто поставщики рекламных услуг, зарегистрированные в Венгрии, могут быть оштрафованы за невыполнение обязанности, но размер санкции будет намного меньше, чем для иностранных компаний. К тому же установленные для венгерских компаний сроки подачи декларации намного лояльнее.