Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Решение Суда ЕС от 18.01.2018 № С-45/17 по делу Фредерика Джахина

15, Октября 2018

Суть дела

В 2001 и 2015 гг. Суд ЕС рассматривал дела, связанные со взносами социального страхования во Франции, а именно с общим социальным взносом и взносом по социальной задолженности (см. врезку ниже). Вопрос заключался в том, можно ли вычесть из суммы выплат в фонд социального страхования во Франции суммы взносов, уплаченных и рассчитанных из заработной платы, пенсий, пособий по безработице и других доходов работников, которые хотя и были гражданами Франции, но вели профессиональную деятельность в другом государстве — члене ЕС. 

Взнос по социальной задолженности (Social Debt Repayment Contribution)

Налог, созданный для устранения задолженности по социальному обеспечению. Уплачивается во Франции физическими лицами, которые также платят подоходный налог. 

Суд ЕС пришел к выводу, что в отношении занятых и самозанятых лиц взимание взносов во Франции несовместимо с действующим запретом на совпадение законодательства о социальном обеспечении (в вопросах соцобеспечения должны применяться законы только одного государства-члена) и нарушает право на свободное передвижение работников. 

Учитывая, что заявители подчиняются системе социального обеспечения государства, где они заняты, их доход от трудовой деятельности или от собственных активов не может быть предметом обложения сборами на соцобеспечение в стране проживания (Франции). 

Исполняя решения Суда ЕС, французские налоговые органы приступили к возмещению незаконно собранных сборов, но заявили, что право на возмещение распространяется исключительно на физических лиц, связанных с системами соцобеспечения государств — членов ЕС, Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) и Швейцарии. Тем самым были исключены физические лица, подчиняющиеся системе соцобеспечения третьих стран. 

Под такое исключение попал гражданин Франции Фредерик Джахин. Проживая и работая в Китае, он связан с китайской системой соцобеспечения. 

Государственный совет Франции обратился в Суд ЕС с запросом о том, соответствует ли позиция налогового органа страны законодательству Евросоюза. 

Решение суда

Суд признал позицию налогового органа ограничивающей свободное передвижение капитала. Граждане Евросоюза, связанные с системой соцобеспечения в другом государстве — члене ЕС, ЕЭЗ или Швейцарии, пользуются более благоприятным налоговым режимом, чем граждане Франции, проживающие в третьей стране (в данном случае в Китае) и подчиняющиеся ее системе соцобеспечения. 

Однако Суд посчитал это ограничение оправданным, поскольку существует объективная разница между режимом обложения взносами для гражданина Франции, который, как и г-н Джахин, проживает в третьей стране и является аффилированным лицом ее соцобеспечения, и режимом обложения взносами для того, кто одновременно является гражданином ЕС, связанным с системой соцобеспечения другого государства-члена. Гражданин ЕС, связанный с системой соцобеспечения именно в пределах Евросоюза, в силу своего передвижения в границах ЕС может воспользоваться принципом запрета на совпадение законодательства о социальном обеспечении.

Поскольку в отношении г-на Джахина не идет речи о свободе передвижения именно в пределах Евросоюза, он не может полагаться на этот принцип. Следовательно, доходы, полученные французскими гражданами от деятельности в стране, не являющейся государством — членом ЕС, ЕЭЗ или Швейцарии, могут облагаться взносами на социальное страхование во Франции.