Решение Суда ЕС от 23.12.2015 № С-333/14 по делу Ассоциации скотча и виски
Суть дела. В 2012 г. шотландский парламент принял закон, устанавливающий минимальную цену на продажу алкоголя. Этот закон обязателен для всех, у кого есть лицензия на розничную торговлю алкоголем в Шотландии. Минимальная цена рассчитывается с учетом объема и крепости продукции. Цель закона — защита здоровья и жизни человека. Он влечет повышение цен на спиртное и, как следствие, уменьшает его доступность, в особенности для злоупотребляющих.
Ассоциация скотча и виски и ряд других предприятий выступили против этого закона. По их мнению, он количественно ограничивает торговлю, что несовместимо с законодательством ЕС, и угрожает справедливой конкуренции на рынке. Введение налоговых мер поможет достичь целей закона, нанеся гораздо меньший ущерб отрасли.
Парламент, напротив, считает, что целей закона нельзя достичь налоговыми мерами.
Суд Шотландии обратился с запросом в Суд ЕС: совместимо ли введение минимальной цены с законодательством ЕС, может ли она быть оправдана защитой здоровья и действительно ли невозможно заменить ее налоговыми мерами, потому что их цели намного шире целей указанного закона.
Решение суда. Установление минимальной цены в значительной мере ограничивает рынок, этого можно избежать с помощью налоговых мер, предполагающих повышение цены на алкоголь. Хотя организация единого рынка, к которому ведет установление минимальной цены при розничной продаже, не препятствует государствам-членам в применении норм, направленных на охрану здоровья, Суд ЕС заключил, что введение минимальной цены конфликтует с более низкой себестоимостью импортных продуктов. По его мнению, это отражается на продажах импортируемой продукции и препятствует доступу на национальный рынок спиртного, произведенного в других государствах-членах, что можно расценивать как воспрепятствование свободному перемещению товаров.
С позиции Суда ЕС, введение минимальной цены на алкоголь с целью повышения стоимости дешевого спиртного и, как следствие, уменьшение его доступности неоправданны, а налоговые меры помогут достичь этой цели при менее значительных ограничениях и сохранении за продавцами права самостоятельно устанавливать цены на продукцию. Налоговые меры могут преследовать более широкие цели, чем введение конкретного ограничения, но этого аргумента недостаточно, чтобы отказаться от них.