Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Решение Суда ЕС от 10.09.2024 по делу № C-465/20 P «Apple и Ирландия против Комиссии ЕС»

10, Сентября 2024

Суть дела

В 1991 и 2007 гг. налоговые органы Ирландии вынесли индивидуальные решения, согласно которым дочерние ирландские компании Apple, Apple Sales International (ASI) и Apple Operations Europe (AOE) могли распределять основную часть прибыли на так называемые головные офисы, не облагаемые налогом в Ирландии. Эти «головные офисы» существовали только на бумаге, не имели реального физического присутствия, сотрудников и не вели хозяйственную деятельность.

По этой схеме доходы от продаж Apple в Европе не облагались налогом в стране, где фактически осуществлялись продажи, а направлялись в ирландские подразделения, где ставка налога на прибыль была значительно ниже, чем в других странах ЕС. Однако даже в Ирландии Apple не платила стандартный корпоративный налог, так как значительная часть ее прибыли была отнесена к «головным офисам» и фактически не облагалась налогом ни в одной юрисдикции.

В 2016 г. Еврокомиссия признала, что эта схема создает избирательное налоговое преимущество для Apple, ведь другим компаниям, работающим в Ирландии, такие условия не предоставлялись. Комиссия обязала взыскать с корпорации 13 млрд евро неуплаченных налогов.

Apple и Ирландия обжаловали это решение в Общем суде ЕС, который в 2020 г. отменил решение Еврокомиссии, заявив, что последняя не смогла доказать наличие налогового преимущества у компании.

Еврокомиссия подала апелляцию в Суд ЕС, утверждая, что схема налогообложения Apple представляет собой избирательное налоговое преимущество, нарушающее принципы конкуренции в ЕС.

Решение суда

Суд ЕС отменил решение Общего суда ЕС и подтвердил, что налоговые льготы, предоставленные Apple, являются незаконной государственной помощью, поскольку позволили ей платить налоги значительно ниже, чем другим компаниям, работающим в Ирландии.

Во-первых, Суд ЕС признал, что решения налоговых органов Ирландии создали для Apple искусственное налоговое преимущество, которое не распространялось на другие компании. По этой схеме Apple могла направлять почти всю европейскую прибыль в ирландские «дочки», а затем перераспределять ее на «головные офисы», которые существовали только формально. Это позволяло компании избегать налогообложения как в Ирландии, так и в США.

Во-вторых, Ирландия не смогла доказать, что эта налоговая структура была основана на объективных критериях, применяемых ко всем компаниям, а не создана специально для Apple. Если бы любой другой бизнес пытался использовать такую же схему, он не смог бы добиться аналогичных налоговых решений от ирландских властей. Это говорит о том, что конкретному налогоплательщику дано избирательное преимущество.

В-третьих, Суд ЕС подчеркнул, что налоговая политика Евросоюза опирается на принцип налоговой нейтральности: компании, работающие в одном государстве-члене, должны облагаться налогом на равных основаниях. Налоговые соглашения между Ирландией и Apple создали неравные условия, поскольку Apple могла законно снижать налогооблагаемую базу почти до нуля, в то время как другие компании, которые ведут аналогичную деятельность в Ирландии, такой возможности не имели.

Четвертый ключевой аргумент Суда ЕС заключался в том, что Ирландия не могла использовать довод о привлечении иностранных инвестиций в качестве оправдания налоговых льгот. Государства-члены могут применять разные налоговые ставки для привлечения международных компаний, но они не вправе давать индивидуальные налоговые преимущества конкретным корпорациям, если это ставит другие компании в невыгодное положение.

Суд пришел к выводу, что налоговые решения Ирландии позволили Apple платить меньше 1% налога на прибыль в ЕС, и признал это необоснованным налоговым преимуществом и нарушением правил о государственной помощи. Он обязал Ирландию взыскать с Apple 13 млрд евро неуплаченных налогов с учетом дополнительных процентов.