Решение Суда ЕС от 19.09.2024 по делу № C-555/22 P, C-556/22 P, C-564/22 P «ITV plc, London Stock Exchange Group Holdings и Великобритания против Комиссии ЕС»
Суть дела
В 2013 г. Великобритания изменила законодательство, разрешив британским компаниям не платить налог на прибыль КИК, если их иностранные «дочки» получили прибыль за пределами Великобритании и могли доказать, что эта прибыль не была искусственно переведена в низконалоговые юрисдикции.
В 2019 г. Европейская комиссия признала, что такое регулирование дает избирательное преимущество британским международным корпорациям, позволяя им снижать налоговую нагрузку в Великобритании, тогда как компании, работающие исключительно на британском рынке, таких преимуществ не имели. На основании этого Еврокомиссия объявила освобождение прибыли КИК от налогообложения государственной помощью, несовместимой с правилами конкуренции ЕС, и обязала Великобританию взыскать доначисленные налоги с компаний, которые воспользовались освобождением.
Несколько британских корпораций, включая ITV и London Stock Exchange Group Holdings, оспорили это решение в Общем суде ЕС. Они настаивали на том, что налоговая система Великобритании основана на принципе территориального налогообложения, а предоставленная льгота не исключение, а часть общего налогового режима.
Общий суд ЕС в 2022 г. поддержал позицию Еврокомиссии о том, что спорное освобождение следует рассматривать как государственную помощь.
Великобритания и компании-истцы подали апелляцию в Суд ЕС, утверждая, что Еврокомиссия допустила ошибки, анализируя вопрос о наличии избирательного преимущества.
Решение суда
Суд ЕС отменил решение Еврокомиссии, аннулировал обязательство Великобритании взыскать налоги с компаний и подтвердил, что британская система освобождения от налогообложения прибыли КИК соответствует нормам ЕС. При этом он указал на несколько ошибок в подходе Еврокомиссии.
Во-первых, она неверно определила референтную налоговую систему. При анализе государственной помощи необходимо сравнивать предоставленные налоговые льготы с общей системой налогообложения в стране, а не с отдельно выделенной группой норм. Еврокомиссия рассматривала только систему налогообложения КИК, тогда как Великобритания утверждала, что спорное освобождение прибыли КИК от налога является частью общей системы корпоративного налогообложения. И если рассматривать систему в целом, то освобождение от налога не исключение, а один из законных механизмов территориального налогообложения.
Во-вторых, Суд ЕС указал, что освобождение от налогообложения еще не означает, что оно предоставляет избирательное преимущество. Освобождение было доступно всем компаниям, которые вели деятельность за границей и соответствовали установленным критериям. Это означает, что его могли получить не только крупные транснациональные корпорации, но и любые другие компании, которые работают за пределами Великобритании. Следовательно, освобождение не было адресным и не представляет собой государственную помощь по смыслу законодательства Евросоюза.
В-третьих, Суд ЕС подчеркнул, что Еврокомиссия не может произвольно интерпретировать налоговые системы государств-членов и должна учитывать принципы, на которых они основаны. В случае Великобритании таким принципом является территориальный характер налогообложения, который позволяет компаниям платить налоги только с прибыли, полученной в пределах страны. Еврокомиссия не смогла доказать, что Великобритания изменила налоговую систему специально для того, чтобы создать избирательное преимущество определенной группе компаний.