Решение Суда справедливости ЕС от 22.01.2024 по делу № C-674/22 «Муниципалитет Динкелланд против налоговой администрации Зволле»
Суть дела
Спор возник между муниципалитетом и налоговым органом по поводу выплаты процентов по излишне взысканному НДС (в нарушение законодательства ЕС). Муниципалитет потребовал возврата части уплаченного налога за несколько лет в связи с тем, что были допущены ошибки в учете, которые привели к неправомерному начислению налога, а также произошли изменения в правилах: в 2016 г. в национальное законодательство внесены поправки по учету НДС для муниципалитетов, включая пересмотр правил вычета налога по общим расходам.
Налоговый орган согласился вернуть запрошенную сумму НДС и выплатить проценты за период с момента подачи заявки на возврат до принятия решения по ней. Однако муниципалитет потребовал выплаты процентов за период с момента фактической уплаты налога до момента возврата, что было отклонено инспекцией.
Муниципалитет обжаловал отказ налогового органа в национальный суд. Тот в свою очередь обратился в Европейский суд с вопросом, требуется ли по законодательству ЕС выплата процентов на возвращенную сумму налога в ситуации, когда возврат связан с ошибками в учете и изменениями в законодательстве.
Налоговый орган утверждал, что ошибки в бухгалтерских записях муниципалитета привели к неправильному расчету сумм вычетов НДС за соответствующие годы. Кроме того, было указано на изменения в национальном законодательстве по муниципальному учету, которые вступили в силу 14 апреля 2016 г. и повлияли на классификацию некоторых видов деятельности в налоговых целях, что потребовало пересчета и привело к увеличению налогового вычета и уменьшению права на компенсацию из фонда компенсации НДС (BCF)[1]. По этой причине налоговый орган уплатил проценты на сумму возвращенного НДС только за период с момента подачи заявления на возврат до даты принятия решения о возврате, но отказался уплачивать проценты за период с момента фактической уплаты НДС до даты подачи заявления на возврат.
Решение cуда
Согласно подходу Суда справедливости ЕС налогоплательщики имеют право на получение процентов за период с момента уплаты налога, который был взыскан в нарушение права Евросоюза, до даты его возврата. Суд подчеркнул, что принцип эффективности требует, чтобы национальные нормы не лишали налогоплательщика адекватного возмещения убытков, вызванных необоснованным взысканием налога. И отметил, что убытки зависят от периода недоступности суммы, уплаченной в нарушение права ЕС, следовательно, их расчет начинается с даты уплаты налога и заканчивается датой его возврата.
Обратившись к принципу правовой определенности, Суд указал, что правила Евросоюза требуют не только возврата суммы налога, уплаченного в нарушение права ЕС, но и выплаты процентов на эту сумму, чтобы компенсировать налогоплательщику убытки, вызванные недоступностью этих средств.
Суд постановил, что муниципалитет имеет право на получение процентов на сумму возвращенного НДС за весь период с момента уплаты налога до его возврата, независимо от ошибок в бухгалтерских записях или изменений в законодательстве, поскольку убытки, связанные с временной недоступностью средств, имеют место и при наличии, и при отсутствии вины налогоплательщика. С позиции Суда обязательство государств-членов по возврату налогов включает выплату процентов для компенсации финансовых потерь налогоплательщиков, что также поддерживает принцип налоговой нейтральности, требующий, чтобы налоговая система не наносила ущерба налогоплательщикам.
[1] Фонд компенсации НДС – это бюджетный фонд Нидерландов, из которого муниципалитетам и провинциям компенсируется значительная часть уплачиваемого ими налога. Когда они приобретают услуги или товары за рубежом, то платят НДС, но в отличие от коммерческих компаний не могут возместить налог. В связи с этим зарубежные услуги оказываются для них дороже, чем приобретенные внутри страны. Фонд компенсирует муниципалитетам и провинциям эту сумму налога.