Решение Суда общей юрисдикции ЕС от 27.09.2023 по делу № T-826/14 «Испания против Комиссии ЕС»
Суть дела
В 2002 г. Испания ввела новые положения в сфере корпоративного налогообложения. Они позволили организациям, которые приобретали акции иностранных компаний, вычитать из налоговой базы в виде амортизации гудвилл, возникший в результате приобретения этого пакета акций.
В начале 2006 г. Комиссия ЕС проинформировала Европейский парламент о том, что такое регулирование не нарушает правила предоставления государственной помощи ЕС. Тем не менее в решениях[1] о приобретении акций на территории Евросоюза и за его пределами Комиссия ЕС, более подробно изучив действующее регулирование, пришла к выводу, что данные меры представляют собой государственную помощь, несовместимую с внутренним рынком. Испанским властям было предписано получить возмещение этой помощи, но оговорено, что при определенных условиях компании могут продолжать пользоваться налоговой льготой.
В июле 2013 г. Комиссия ЕС вновь рассмотрела спорное налоговое регулирование в связи с тем, что власти Испании ввели в действие его новую интерпретацию: регулирование распространялось на финансовый гудвилл, возникающий в результате косвенного приобретения долей участия в компаниях-нерезидентах путем прямого приобретения долей участия в их материнских компаниях-нерезидентах. Комиссия ЕС в Решении от 15.10.2014 № IP/14/1159 (далее – Решение от 15.10.2014) пришла к выводу, что данная налоговая мера является государственной помощью, несовместимой с внутренним рынком, и предписала Испании получить ее возмещение от компаний.
Испания и несколько заинтересованных компаний обратились в Суд общей юрисдикции ЕС с просьбой отменить решение Комиссии, поскольку та неправомерно классифицировала новое толкование уже существующих норм как новую государственную помощь, чем нарушила принципы правовой определенности и защиты законных ожиданий.
Решение суда
Суд общей юрисдикции ЕС встал на сторону заявителей, отметив, что Комиссия ЕС не вправе принимать новое решение в отношении правового регулирования, по которому решение уже было вынесено. Решения Комиссии от 2009 и 2011 гг. охватывали как прямые, так и косвенные приобретения акций.
Тот факт, что в своем Решении от 15.10.2014 Комиссия сделала вывод по вопросу того же регулирования еще раз, равносилен отмене ею собственных решений и нарушению принципа защиты законных ожиданий, поскольку первоначальные решения уже охватывали косвенное приобретение пакетов акций и предоставляли компаниям при соблюдении определенных условий возможность продолжать использовать льготу.
По мнению Суда общей юрисдикции ЕС, Комиссия не вправе была отменить или отозвать свои первоначальные решения. Во-первых, не было доказано, что эти решения основаны на недостоверной информации. Во-вторых, речь идет о законных решениях, которые позволили Испании при определенных условиях и в силу наличия законных ожиданий и далее осуществлять рассматриваемое налоговое регулирование. В свою очередь компании получили право пользоваться таким регулированием и льготами, которые оно предоставляет. Отменив эти права в отношении косвенного приобретения пакетов акций, Комиссия ЕС нарушила принципы правовой определенности и защиты законных ожиданий. С позиции Суда, даже если у нее были основания принять Решение от 15.10.2014, она совершила юридическую ошибку, отказавшись признать наличие законных ожиданий, аналогичных тем, что были признаны в первоначальных решениях в пользу бенефициаров рассматриваемого регулирования.
[1] Решения Комиссии ЕС от 28.10.2009 № IP/09/1601 и от 12.01.2011 № IP/11/26 соответственно.