Решение Суда ЕС от 15.09.2022 по делу C-705/20 «Fossil (Гибралтар) против Комиссии ЕС»
Суть дела
Исследовав налог на прибыль на Гибралтаре, Комиссия ЕС приняла Решение [1], согласно которому освобождение от налога в отношении дохода от процентов и роялти в период 2011–2013 гг. избирательно благоприятствовало определенным типам компаний и, следовательно, представляло собой незаконную госпомощь, что несовместимо с внутренним рынком по смыслу ст. 107 (1) ДФЕС.
В целях исполнения этого решения Гибралтар внес поправки в национальное законодательство, разрешив ретроспективное налогообложение доходов от роялти, полученных в период с 2011 по 2013 г.
Fossil (Gibraltar) Limited – компания, основанная на Гибралтаре и принадлежащая Fossil Group Inc., занимающейся дизайном и производством одежды. У компании есть зарегистрированный офис в США. Ни расследование, ни Решение Комиссии ЕС напрямую не касались Fossil (Gibraltar) Limited, хотя та до этого пользовалась освобождением от налога в отношении дохода от роялти, подлежащего налогообложению в США (ставка 35%). Выгода заключалась в том, что дочерняя компания полагалась на ст. 37 Закона о подоходном налоге 2010 г., предусматривающую освобождение в отношении налога, уплаченного в другом государстве. Но, учтя Решение Комиссии ЕС и получив ее мнение по данному вопросу, Уполномоченный по налогу на прибыль [2] отказался предоставить компании льготу.
Fossil (Gibraltar) Limited подала иск в Суд по налогу на прибыль Гибралтара, который решил приостановить разбирательство и обратился в Суд ЕС с вопросом о последствиях Решения 2019/700: действительно ли это Решение не позволяет предоставлять налоговые льготы, предусмотренные национальным законодательством, если эти льготы не были предметом расследования Комиссии?
Решение суда
Суд установил, что Решение 2019/700 не препятствует тому, чтобы национальные органы власти применяли внутреннее законодательство и осуществляли зачет налога, уплаченного за границей, против суммы, которую необходимо уплатить на Гибралтаре, если такая норма была применима на дату совершения спорных операций.
Решение 2019/700 требует от налоговых органов Гибралтара взыскать налог, который следовало бы уплатить, если бы не применялось освобождение в периоде 2010–2013 гг. Однако не затрагивает право налогового органа на собственное усмотрение предоставлять налогоплательщикам льготы и вычеты, законодательно закрепленные в государстве. Решение Комиссии ЕС не ставит под сомнение возможность применения механизма зачета в соответствии со ст. 37 Закона о подоходном налоге 2010 г., поскольку этот механизм направлен на избежание двойного налогообложения.
Суд ЕС отметил, что государство должно принять все меры для эффективного исполнения Решения 2019/700. Налоговые нормы, которые находятся за пределами гармонизированных областей налогового законодательства Евросоюза, попадают в сферу полномочий государств-членов, и именно государства определяют их конкретное действие. Единственное ограничение – соответствие законодательству ЕС.
Меры, подобные указанной в ст. 37 Закона о подоходном налоге 2010 г., находятся в рамках фискальной автономии государства-члена и могут считаться запрещенной госпомощью, только если в них будет усмотрена дискриминация. При этом ст. 37 доступна всем налогоплательщикам, и потому Суд ЕС не счел ее применение дискриминационным и недопустимым.
[1] Commission Decision (EU) 2019/700 of 19 December 2018 on the State Aid SA. 34914 (2013/C) implemented by the United Kingdom as regards the Gibraltar Corporate Income Tax Regime (OJ 2019 L 119, p. 151) (далее – Решение 2019/700).
[2] Глава Департамента по подоходным налогам в налоговом органе Гибралтара – должностное лицо, в ведении которого находятся администрирование и сбор налогов.