Решение Суда ЕС от 22.12.2022 по делу C-83/21 «Airbnb (Ирландия) и Airbnb Payments (Великобритания)»
Суть дела
В 2017 г. в Италии был установлен новый налоговый режим для краткосрочной аренды недвижимости. Он применяется к аренде жилой недвижимости физическими лицами, не занимающимися коммерческой деятельностью, на срок не более 30 дней независимо от того, заключены договоры с арендаторами напрямую или с привлечением посредников.
С 1 июня 2017 г. доход от такой деятельности, если налогоплательщики перешли на льготную ставку, облагается налогом у источника по ставке 21%, а данные из договоров аренды должны передаваться в налоговые органы. Если лица получают арендную плату или участвуют в ее сборе как посредники, они обязаны удерживать налог. Нерезиденты должны назначить налогового представителя – лицо, обязанное платить налог.
Airbnb – глобальная группа, которая управляет одноименной посреднической платформой в Интернете в сфере аренды недвижимости. Компания взимает плату за предоставление помещения еще до начала аренды и переводит ее арендодателю, если у арендатора нет возражений.
Airbnb Ireland и Airbnb Payments UK Ltd, входящие в глобальную группу, подали в суд иск об отмене решения о введении нового налогового режима.
Государственный совет Италии (Consiglio di Stato) рассмотрел апелляцию, поданную Airbnb на решение об отклонении ее иска нижестоящей судебной инстанцией. И обратился в Суд ЕС с запросом истолковать положения законодательства Евросоюза в отношении обязательств, возлагаемых национальным законодательством на посредников, содействующих краткосрочным сделкам по аренде недвижимости.
Решение суда
Обязательства, введенные в 2017 г. в итальянское законодательство, попадают в сферу налогообложения и поэтому исключены из-под действия ряда директив [1], на которые опирается Airbnb. Поэтому Суд ЕС рассматривает законность этих мер исключительно в свете установленного ст. 56 ДФЕС запрета на ограничение свободы оказания услуг в рамках Евросоюза.
Обязанность собирать и передавать налоговым органам данные о договорах аренды распространяется на всех третьих лиц независимо от того, являются ли они физическими или юридическими лицами, резидентами или нерезидентами, учреждены ли на данной территории и действуют ли через Интернет или с помощью других способов установления контакта между сторонами. Такое обязательство не нарушает запрета на ограничение свободного предоставления услуг, поскольку оно применимо ко всем операторам, осуществляющим деятельность на территории государства [2].
Обязанность удерживать налог у источника возлагается как на поставщиков услуг по посредничеству в сфере недвижимости, зарегистрированных в государстве – члене ЕС, кроме Италии, так и на предприятия, имеющие представительство в Италии. В связи с этим нет оснований утверждать, что в данном случае имеет место ограничение свободного предоставления услуг.
Однако обязательство о назначении налогового представителя распространяется только на лиц, не имеющих в Италии постоянного представительства, то есть только они обязаны приложить усилия к тому, чтобы нанять представителя, и понести расходы на оплату его деятельности. Следовательно, это требование может удерживать посредников от осуществления деятельности в отношении недвижимости в Италии и создавать для них ограничения, потому оно признается нарушающим запрет на ограничение свободы оказания услуг.
Рассматриваемая мера направлена на обеспечение эффективного сбора налогов, что само по себе может быть основанием для ограничения, но, несмотря на это, она выходит за рамки необходимого для достижения цели законодателя. Тот факт, что налоговый орган уже получил информацию о налогоплательщиках, облегчает контроль, а значит, обязанность по назначению налогового представителя несоразмерна, противоречит ст. 56 ДФЕС.
[1] Директивы ЕС от 08.06.2000 2000/31 о некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности об электронной коммерции (Директива об электронной коммерции); от 12.12.2006 2006/123 об услугах на внутреннем рынке; от 09.09.2015 2015/1535 о процедуре предоставления информации в области технических регламентов, а также правил оказания услуг в информационном обществе.
[2] Решение Суда ЕС от 27.04.2022 по делу C-674/20 «Airbnb против Ирландии». URL: https://nalogoved.ru/resheniya-suda-es/11992.html