Решение Суда ЕС от 08.12.2022 по делу C-694/20 «Orde van Vlaamse Balies, IG, Belgian Association of Tax Lawyers, CD, JU против Фламандского правительства»
Суть спора
Директива ЕС [1] предусматривает, что все посредники, участвующие в потенциально агрессивном трансграничном налоговом планировании, обязаны сообщать об этом факте в компетентные налоговые органы. Такая обязанность касается всех, кто участвует в разработке, маркетинге, организации или управлении реализацией такого планирования, и, в частности, самого налогоплательщика. Однако каждое государство – член Евросоюза может предоставить посредникам освобождение от исполнения этого обязательства, если оно нарушает профессиональную юридическую привилегию (тайну общения юриста с клиентом, адвокатскую тайну), охраняемую национальным законодательством.
Фламандский декрет, трансформирующий нормы Директивы 2011/16/EU в национальное законодательство, предусматривает, что, если посредник, участвующий в трансграничном налоговом планировании, связан профессиональной юридической привилегией, он должен сообщить другим посредникам о невозможности представить отчетность самостоятельно.
Две профессиональные организации юристов подали иски в Конституционный суд Бельгии. По их мнению, в любом случае невозможно предоставить информацию другим посредникам, не нарушая профессиональной тайны юриста.
КС Бельгии обратился с запросом в Суд ЕС.
Решение Суда
Решение суда. Статья 7 Хартии основных прав ЕС [2] защищает конфиденциальность переписки между отдельными лицами и обеспечивает усиленную защиту обмена информацией между адвокатами и их клиентами. Эта особая защита объясняется тем, что адвокатам отводится фундаментальная роль в демократическом обществе, а именно защищать стороны в процессе. У каждого должна быть возможность свободно обращаться за советом к адвокату, и этот принцип признан во всех государствах-членах. Профессиональная юридическая привилегия также распространяется на консультацию юриста в отношении как ее содержания, так и самого факта ее существования. Клиенты законно ожидают, что без их согласия юрист никому не расскажет о консультации.
Между тем оспариваемая обязанность безотлагательно уведомлять других посредников, установленная ст. 8ab(5) Директивы 2011/16/EU для юриста-посредника, на которого распространяется профессиональная (юридическая) тайна, подразумевает, что другим посредникам становится известно о личности юриста. Они также узнают о том, что с ним консультировались и налоговое планирование, по его мнению, агрессивное. Спорная обязанность влечет вмешательство в право на тайну общения адвоката с клиентом, гарантированное ст. 7 Хартии основных прав ЕС.
Учитывая, что другие посредники обязаны информировать налоговые органы о личности адвоката и о том, что с ним консультировались, эта обязанность также косвенно ведет к вмешательству в право на профессиональную (юридическую) тайну.
Перед Судом ЕС также стоял вопрос, может ли вмешательство быть оправданными, иными словами, необходимо ли оно для достижения законных целей. Суд напомнил, что внесенная в 2018 г. в Директиву 2011/16/EU поправка – часть международного налогового сотрудничества. Это сотрудничество содействует предотвращению уклонения от уплаты налогов, то есть одной из целей, представляющих собой признанный ЕС общий интерес.
Тем не менее Суд ЕС признал, что обязательство о представлении отчетности юристом, на которого распространяется профессиональная (юридическая) тайна, не является необходимым для достижения этой цели. Все посредники обязаны подавать эту информацию в компетентные налоговые органы. Ни один посредник не может заявить, что не знал об обязанностях, четко изложенных в Директиве 2011/16/EU.
Раскрытие третьей стороной, уведомленной посредником, информации о личности адвоката-посредника и о том, что с ним консультировались, также не представляется необходимым для достижения цели Директивы 2011/16/EU. Обязанность сообщать о других посредниках, на которых не распространяется профессиональная тайна, достаточно обеспечивает информирование налоговых органов. Получив такие сведения, инспекция может запросить дополнительную информацию у налогоплательщика, который вправе обратиться за помощью к адвокату. Налоговые органы также могут провести проверку налогоплательщика.
[1] Директива Совета ЕС от 15.02.2011 2011/16/EU об административном сотрудничестве в области налогообложения и отмене Директивы 77/799/EEC (OJ 2011 L 64, p. 1) (с изм., внесенными Директивой Совета (ЕС) от 25.05.2018 2018/822; далее – Директива 2011/16/EU).
[2] Хартия Европейского союза об основных правах (принята 01.12.2009).