Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Решение Суда ЕС от 16.06.2022 по делу № C-328/20 «Комиссия ЕС против Австрии»

16, Июня 2022

Суть спора

1 января 2019 г. Австрия ввела в действие механизм корректировки расчета суммы семейных пособий и налоговых льгот, которые страна предоставляет работникам, чьи дети постоянно проживают в другом государстве – члене ЕС. Эти льготы включают налоговый вычет на ребенка, пособие для единственного кормильца, пособие для родителя-одиночки и налоговый вычет с алиментов. Сумма может корректироваться в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от общего уровня цен в соответствующем государстве-члене.

Комиссия ЕC сочла, что такой механизм корректировки и вытекающее из него различие в размере социальных выплат, которое затрагивает в основном трудящихся-мигрантов, а не австрийских граждан, противоречат законодательству Евросоюза. И подала иск против Австрии.

Решение Суда

Суд ЕС поддержал иск и признал введенное Австрией регулирование незаконным.

Рассматриваемые семейные пособия и налоговый вычет на детей подпадают под действие Положения о координации систем социального обеспечения[1], а значит, не могут быть уменьшены или изменены по той причине, что бенефициар или члены его семьи проживают в государстве-члене, отличном от того, которое выплачивает пособия. Следовательно, это положение требует строгой эквивалентности между суммами семейных пособий, предоставляемых государством – членом ЕС работникам, члены семьи которых проживают в этом государстве-члене, и тем, чьи члены семьи проживают в другом государстве-члене. Суд отметил, что различия в покупательной способности между странами Евросоюза не оправдывают возможность государства-члена снижать уровень социальных пособий.

Суд посчитал, что рассматриваемое австрийское законодательство нарушает Положение о координации систем соцобеспечения, поскольку корректирует семейные пособия в зависимости от страны проживания детей бенефициара. Законодательство ЕС запрещает любую дискриминацию в вопросах социального обеспечения на основании национальности трудящихся-мигрантов. Рассматриваемый механизм корректировки, поскольку он применяется, только когда ребенок проживает за пределами Австрии, существенно влияет именно на трудящихся-мигрантов, поскольку их дети, скорее всего, проживают в другом государстве-члене. Кроме того, так как подавляющее большинство трудящихся-мигрантов, затронутых этим механизмом, прибывает из стран, где стоимость жизни ниже, чем в Австрии, эти работники получают семейные пособия, а также социальные и налоговые льготы в меньшем размере, чем те, которые предоставляются австрийским рабочим. Следовательно, такая корректировка представляет собой косвенную дискриминацию по признаку гражданства.

Суд отмечает, что трудящиеся-мигранты наравне с австрийскими работниками участвуют в формировании социальных взносов, лежащих в основе семейных пособий и налоговых льгот, и место жительства их детей на этот факт не влияет. Из этого следует, что рассматриваемое австрийское законодательство также нарушает Регламент о свободе передвижения работников в пределах Евросоюза[2].

[1] Регламент Европейского парламента и Совета ЕС от 29.04.2004 883/2004 о координации систем социальной защиты.

[2] Регламент Совета ЕС от 05.04.2011 492/2011 о свободном передвижении работников в пределах Союза.