Решение Суда ЕС от 16.09.2021 по делу C-341/20 «Комиссия против Италии»
Суть спора
Договор фрахтования судна — это договор, по которому судовладелец предоставляет судно за определенную плату (фрахт) пользователю (фрахтователю), который будет использовать его для своих нужд.
В Италии фрахтование представляет собой коммерческую деятельность для владельца судна. В свою очередь, фрахтовщик может использовать судно в коммерческих целях (например, для платной перевозки людей) или для личного пользования.
В 2018 г. Комиссия ЕС заявила, что Италия нарушила Директиву 2003/96[1], поскольку освободила от акцизного сбора топливо, используемое частными прогулочными судами, которые являются предметом чартерного договора, независимо от того, как эти суда используются фрахтователями. По мнению Комиссии, такое исключение невозможно, если конечный пользователь использует судно для личного пользования.
Решение Суда
Суд подтвердил позицию Комиссии ЕС.
Директива 2003/96 направлена на содействие надлежащему функционированию внутреннего рынка путем гармонизации уровней налогообложения энергии, применяемых государствами-членами. Следовательно, ее положениям, касающимися налоговых льгот, необходимо дать автономное толкование, исходя из их формулировки и целей, преследуемых Директивой. А она направлена на налогообложение энергетических продуктов в соответствии с их фактическим использованием. Освобождение от налога связано с тем, что энергоносители используются в качестве топлива для судоходства в водах ЕС в коммерческих целях, то есть когда судно используется непосредственно для оказания услуг (например, транспортных).
Из этого Суд сделал вывод, что предоставление или отказ в предоставлении льготы зависит от того, как судно используется конечным пользователем - в коммерческих целях или в некоммерческих. Тот факт, что фрахтование судна является коммерческой деятельностью для владельца, не имеет значения в отношении рассматриваемого освобождения от уплаты налогов. Таким образом, итальянское законодательство не соответствует Директиве.
Тот факт, что фрахтование может включать помимо предоставления самого судна предоставление экипажа и что при этом владелец может сохранять контроль над техническим и навигационным поведением судна, не может подвергать сомнению тот факт, что фрахтовщик по договору сохраняет контроль над использованием зафрахтованного судна, в результате чего именно характер этого последнего использования определяет, может ли потенциально быть предоставлена выгода от освобождения от акцизного сбора.
Суд напомнил, что существуют договорные отношения, которые формально классифицируются как чартерные договоры, в том числе на предоставление ряда услуг, помимо навигационных, сопоставимых с теми, которые предлагаются пассажирам круизных судов, и от которых «фрахтовщик» фактически не получает пользу, кроме как в качестве перевозимого лица, без какого-либо контроля над использованием судна. В этом случае судно может рассматриваться для целей предоставления соответствующего изъятия как используемое в коммерческих целях.
[1] Директива Совета Европейского Союза № 2003/96/ЕС О реструктуризации рамочного законодательства Сообщества в отношении налогообложения энергоносителей и электрической энергии (принята в г. Люксембурге 27.10.2003), далее – Директива 2003/96.