Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Решение Суда ЕС от 15.04.2021 по делу С-846/19 «Е. против налоговой администрации Люксембурга» (по регистрации, доменам и НДС)

15, Апреля 2021

Суть спора

Законодательство Люксембурга защищает недееспособных совершеннолетних лиц с помощью опеки и попечительства. Передав полномочия управления и представительства третьим лицам, последние могут консультировать, контролировать и представлять таких лиц в гражданских делах. На практике кураторами, менеджерами по опеке, специальными и временными представителями обычно выступают члены семьи или же юристы.

С 2004 г. E. (адвокат с 1994 г.) осуществляет представительство по защите недееспособных совершеннолетних. В 2018 г. налоговый орган Люксембурга потребовал от него уплаты НДС за указанную деятельность в 2014 и 2015 гг.

По мнению E., эта деятельность не является экономической, облагаемой НДС. И независимо от этого, выполняемая им социальная функция должна быть освобождена от НДС в соответствии с национальным законодательством. По мнению же налогового органа Люксембурга, услуги по представительству осуществляются Е. в рамках профессиональной юридической деятельности и представляют собой экономическую деятельность, которая не может быть освобождена от НДС. E. не соответствует требованиям законодательства, установленным для лиц, чья деятельность направлена на достижение социального благополучия, что не позволяет ему рассчитывать на освобождение НДС по этому основанию.

Решение Суда

Суд ЕС признал оказание услуг представителя недееспособным взрослым лицам экономической деятельностью. По законодательству ЕС экономическая деятельность облагается НДС, однако существуют исключения. Одним из них является предоставление услуг, тесно связанных с социальным обеспечением, и к ним может быть отнесено представительство недееспособных лиц в гражданских делах.

Суд отметил, что понятие «лица, чья деятельность направлена на достижение социального благополучия» достаточно широкое, чтобы можно было включить в него и физических лиц, чья основная деятельность направлена на получение прибыли. Суд выделил для них такой критерий, как демонстрация стабильной социальной вовлеченности, которую, в частности, продемонстрировал заявитель в 2014-2015 гг., в частности, он продолжал осуществлять деятельность по представительству недееспособных даже несмотря на то, что его расходы по подобным делам были значительно выше доходов.