Определение СКЭС ВС РФ от 06.10.2023 по делу № А40-121109/2022 ПАО «Уральский банк реконструкции и развития»
Установление посреднического статуса компании автоматически означает отсутствие у такого лица фактического права на доход
Определение СКЭС ВС РФ от 06.10.2023 по делу № А40-121109/2022 ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» (далее – Определение).
СКЭС ВС РФ вынесла решение по спору о том, обладает ли фактическим правом на процентные доходы, полученные от российского банка, иностранная компания, выступающая лишь в качестве агента другой зарубежной компании – заимодавца. Комментируя выводы Коллегии, наши эксперты обращают внимание на вопросы, оставшиеся без ее рассмотрения.
Фабула дела
В 2012–2014 гг. ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» привлек платное финансирование от компании Xangbo (Сингапур) по договорам субординированного займа. При выплате процентов банком как налоговым агентом применены пониженные налоговые ставки: 7,5% в 2016 г. и 0% в 2017 и 2018 гг. (в соответствии со ст. 11 СИДН между РФ и Сингапуром).
По результатам выездной налоговой проверки банк привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ, ему доначислен налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России.
Налоговый орган сделал вывод, что банк нарушил ст. 7, 24, подп. 1 п. 2 ст. 284, п. 1 ст. 309, п. 1, 2 ст. 310, п. 1 ст. 312 НК РФ с учетом установленных обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 54.1 Кодекса, в результате неправомерного применения пониженной ставки по налогу на прибыль иностранных организаций. Признано, что Xangbo не имеет фактического права на полученный доход (далее – ФПД), а действовала в качестве агента в интересах материнской компании Maritime Trade Corp (далее – MTC) – резидента Каймановых Островов, с которыми у России нет налогового соглашения.
Банк обжаловал решение в суде.
Три судебные инстанции удовлетворили его требование, отметив, что:
- для применения в 2016 г. пониженной ставки 7,5% было достаточно подтверждения того факта, что Xangbo находится в Сингапуре. Требование о доказательствах наличия ФПД было включено в п. 1 ст. 312 НК РФ с 1 января 2017 г.;
- для освобождения выплат процентного дохода в 2017–2018 гг. Xangbo подтвердила, что расположена в Сингапуре, не является транзитной, имеет ФПД и не обладает признаками «кондуитной» компании.
Налоговый орган обратился в ВС РФ с кассационной жалобой.
Позиция Верховного Суда РФ
СКЭС ВС РФ не согласилась с выводами нижестоящих судов и позицией банка. Коллегия разъяснила следующее.
1. Положения абз. 1 п. 1 ст. 312 НК РФ в редакции, действовавшей в 2016 г., также содержали условие о необходимости представления иностранной организацией подтверждения ФПД и праве налогового агента затребовать у такого лица документы, подтверждающие право на применение льготных ставок. Процедура по проверке ФПД состоит из обязанности налогового агента запросить и обязанности иностранного лица представить подтверждение постоянного местопребывания, а также доказательства его ФПД.
2. Оценка того, является ли иностранная организация лицом, имеющим ФПД, должна производиться исходя из целей и задач СИДН и с учетом таких основных принципов, как предотвращение злоупотребления положениями договора и преобладание существа над формой. СИДН не могут применяться к ситуациям, когда стоящие за предоставлением финансирования и выплатой дохода отношения направлены лишь на создание удобного (льготного) налогового режима, а получающий доход резидент другого государства выступает в качестве подставного лица для другого субъекта, фактически являющегося бенефициаром.
3. Судам следовало на основании представленных доказательств оценить, имело ли лицо, претендующее на использование предусмотренных СИДН пониженных ставок и освобождений, ФПД. Установление посреднического статуса компании независимо от иных обстоятельств сделок автоматически означает отсутствие у такого лица ФПД.
4. Высокий уровень реального экономического присутствия Xangbo в Сингапуре и осуществление этой компанией предпринимательской деятельности не имели правового значения для разрешения спора в ситуации, когда получатель дохода выполнял по договорам займа посреднические функции в интересах иного лица.
5. Нижестоящие суды не дали оценки всем доказательствам, представленным налоговым органом и свидетельствующим, что Xangbo действовала исключительно в качестве агента (посредника) в интересах материнской компании.
Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Комментарий
Р.И. Ахметшин,
старший партнер, руководитель налоговой практики, канд. юрид. наук
Ю.С. Захарова,
ведущий юрист
СКЭС привела два правовых довода. Она справедливо указала на то, что требование об ФПД действовало и в 2016 г. и что степень экономического присутствия не имеет значения, если получатель дохода – посредник (агент), представляющий интересы другого лица. А дальше текст Определения – это просто ссылка на доказательства агентской роли сингапурской компании, которым нижестоящие суды не дали оценки.
Коллегия указала, что, согласно пояснениям Xangbo (поступили через сингапурские налоговые органы), денежные средства для выдачи займов были получены от материнской компании МТС, зарегистрированной на Каймановых Островах. Xangbo действовала в качестве агента МТС, в отчетности отражала только комиссию, но не полученные проценты. Процентные доходы, полученные от российского банка, в тот же день перенаправлялись в пользу МТС с назначением платежа «возврат для MARITIME TRADE CORP». Но нижестоящие суды сделали вывод, что средства в МТС перечислялись по другому основанию – консультационному договору. Чтобы устранить противоречие и до конца разобраться в агентской или не агентской роли сингапурской компании в этих отношениях, ВС РФ вернул дело в первую инстанцию на новое рассмотрение.
Между тем есть один вопрос, о котором СКЭС промолчала. Можно ли штрафовать банк за неудержание налога, если у него были (по крайней мере за 2017–2018 гг.) все необходимые документы и заверения от Xangbo? Напомним, что мы говорим о неаффилированных лицах, а ответственность предполагает вину.
Притом что даже три судебные инстанции не смогли разглядеть замаскированного агента, как это сделать стороннему заемщику? Или практика снова пойдет по пути презумпции виновности проверяемого?
Если играть по этим правилам, бюджет всегда будет в выигрыше. Ведь если спустя три года налоговые органы выяснили, что ты имел дело с агентом и не запросил какой-либо документ, значит, виноват. И доказать обратное сложно. Не слишком ли дорогими выйдут компаниям кредиты, если вместо указанных в НК РФ документов нужно будет каждый раз проводить детективное расследование за рубежом? Посмотрим, задумаются ли над этим суды при новом рассмотрении дела.
Возможно, чтобы избежать рисков, российским компаниям лучше удерживать налог у источника по национальной ставке, а потом уже пусть иностранные получатели дохода сами возвращают его сумму из бюджета? Однако это тоже имеет оборотную сторону, поскольку процесс возврата налога в свете санкций непрост и вряд ли иностранный контрагент на такое пойдет. Вместо этого, скорее всего, налог у источника будет переложен на российского заемщика как налогового агента, что опять-таки увеличит для него стоимость кредита.
Возможно, чтобы избежать рисков, российским компаниям лучше удерживать налог у источника по национальной ставке.