Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Будущее налоговой системы

14, Января 2021

14 января 2021 г., в первый день работы Гайдаровского форума – 2021, состоялась налоговая сессия, модератором которой выступил Андрей Макаров, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам.

Участники дискуссии - Алексей Сазанов, статс-секретарь – заместитель Министра финансов РФ, и Даниил Егоров, руководитель Федеральной налоговой службы.

Модератор напомнил, что именно появление Налогового кодекса РФ стало двигателем для развития налоговой системы России, и теперь мы видим, что российская налоговая служба стала лучшей в мире. Но налогоплательщик пока остался тот же. Да, и законодательство уже не соответствует уровню налоговой службы.

Что может стать двигателем налоговой системы сегодня, и как можно изменить менталитет налогоплательщика? - с такого вопроса начал обсуждение модератор.

Глава Службы отметил, что прорыв в работе налоговых органов напрямую связан с законодательством, и в частности его требованием о соблюдении баланса частных и публичных интересов. Он также подчеркнул, что налоговое администрирование начинается у налогоплательщика, а не в стенах налоговой службы. Именно поэтому «все наши решения мы прорабатываем на предмет того, удобно ли будет налогоплательщику их выполнять», сможет ли он работать в предлагаемых нами условиях. Иначе – наши предложения не дадут должного эффекта – пояснил Д.В. Егоров.

А.М. Макаров напомнил о том, что, приступая к полномочиям руководителя ФНС России десять лет назад, В.В. Мишустин поставил задачу сделать Службу сервисной. Это получилось, но боязнь людей государства осталась. Какими мерами можно изменить эту ситуацию?

А.В. Сазанов предложил разделять задачи - снижение фискальной нагрузки и упрощение налогового администрирования. Государству важно научиться работать с массивом всевозможных цифровых данных, которые есть в разных ведомствах.

Модератор задал другой вопрос: из НК РФ следует, что налоговая служба не собирает налоги, а только контролирует их уплату -какова ситуация на самом деле?

Представитель Минфина России сравнил налоговые органы с родителями, присматривающими за детьми (налогоплательщиками). Тогда модератор напомнил, что регулятор отказался от плана собираемости налогов, оставив только прогнозы. А какие последствия влечет невыполнение прогноза?

Д.В. Егоров лишь обратил внимание на то, что в 2020 году прогнозы не исполнились. Он также напомнил, что в прошлом показатели работы налоговых органов сводились к тому, столько доначислено налогов в бюджет. Сейчас такого показателя нет. При этом появление различных сервисов Службы обеспечило рост налогов, уплачиваемых налогоплательщиками самостоятельно, и сокращение разного рода издержек, в том числе во взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками. Но жизнь не стоит на месте. Налоговый режим для самозанятых – новое в работе Службы, налоговые органы и контролируют налогоплательщиков, и сами же рассчитывают им налог.
А.М. Макаров перешел к другой теме: интересы экономики и интересы бюджета. Бюджет, так же как и налоговая система – это инструменты экономической политики. В политике нашей страны пока преобладает фискальная функция. Но уже упомянутый режим самозанятых показал, что людям важно как можно меньше общаться с государством и платить налоги в той сумме, которую реально можно заплатить.

Нет ощущения, что уровень налоговой нагрузки запредельно высок, не пора ли ставить вопрос о ее снижении с учетом уровня жизни, уровня бедности и других объективных факторов? Можно ли стимулировать экономику в современных условиях?

По словам А.В. Сазанова, по сравнению с другими странами, в России налоговая нагрузка невысокая. А снизить нагрузку ненадолго нельзя, такие решения принимаются с расчетом на долгосрочную перспективу, но потенциала для ее снижения у государства сейчас нет.
Модератор напомнил об оставшемся в федеральном бюджете триллионе рублей по итогам его исполнения в 2020 г., а также о действующих налоговых льготах, общая сумма которых составляет порядка 12 трлн. руб. «Выяснилось, что отменить льготу сложнее, чем ее ввести» - заметил он.

Но отмена неэффективных льгот у одних налогоплательщиков - разве не способ снижения налоговой нагрузки других?

Неиспользованные средства бюджета направляют в виде адресной поддержки – пояснил представитель Минфина России. Предложение оценить эффективность действующих налоговых льгот - очень хорошее.
Глава налоговой службы подчеркнул, что чем больше сопротивление, тем сложнее собрать налоги. Льготы – это расходы бюджета, значит к ним такие же требования, как к любым другим расходам. А значит важно соблюдать принцип нейтральности.

В заключении сессии модератор попросил участников назвать основные задачи ведомств.

ФНС России: 1) переосмысление института рассмотрения жалоб (если есть жалоба, значит есть конфликт, неопределенность, как его снизить с помощью мониторинга жалоб); 2) выстраивание коммуникаций (без обратной связи с участниками налоговых отношений сложно развиваться, находить новые решения); 3) создание модели онлайн-налогового администрирования.

Минфин России: 1) упрощение налогового администрирования (Минфин – сервисная служба для ФНС); 2) оценка эффективности налоговых льгот, в первую очередь, инвестиционных; 3) появление новых налогов (цифровые налоги на цифровые услуги).
В налоговой системе работают профессионалы с человеческим лицом. Но работы впереди много и основное – убедить людей, что государство работает на них. В одиночку с этой задачей никому не справиться – отметил модератор.

 

На сайте Форума доступна видеозапись сессии.