Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговые меры борьбы с последствиями коронавируса: межстрановой обзор

09, Апреля 2020

Обзор подготовлен К.А. Пономаревой, доцент кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, канд. юрид. наук

 

Как известно, первый пакет налоговых мер поддержки российских компаний, пострадавших от обвала спроса из-за коронавирусной инфекции, включает предоставление отсрочки по уплате налогов до 1 мая 2020 г. в сфере туризма и авиаперевозок. До 1 мая 2020 г. будет отложена и подача федеральными госорганами и госкорпорациями новых заявлений о банкротстве в отношении должников бюджетной системы, то же самое рекомендовано регионам и Банку России.

Приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ @ «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции» до 1 мая 2020 г. приостановлено назначение выездных налоговых проверок, а также проверки пользователей онлайн-касс, контрольные мероприятия по соблюдению требований валютного законодательства и вопросам регулируемых видов деятельности в области азартных игр и лотерей в отношении всех категорий налогоплательщиков, в том числе малого и среднего бизнеса. Незавершенные проверки применения ККТ и валютного законодательства, а также незаконченное производство по делам об административных правонарушениях будет осуществляться без непосредственного контакта с налогоплательщиками – по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет и по почте.

Пандемия коронавируса (CoVID-19) оказывает огромное влияние на государственную политику и жизнь людей по всему миру. ОЭСР в своих Рекомендациях уже назвала ряд способов, с помощью которых национальные правительства могут облегчить бремя налогоплательщиков и оказать поддержку предприятиям и частным лицам, испытывающим проблемы с выполнением обязательств по представлению налоговой отчетности.

Эти меры можно разделить на две группы: в сфере налогового администрирования и в сфере налоговой политики. 

Налоговое администрирование

Налоговая политика

 

1. Коммуникационные стратегии, включая вопрос идентификации уязвимых налогоплательщиков и связи с ними; расширение спектра коммуникационных услуг для налогоплательщиков, в том числе использование цифровых каналов, выделенных горячих линий и более длительные часы работы колл-центров.

2. Политика в отношении налогового контроля, в том числе отсрочка платежей, приостановление налоговых проверок, продление сроков подачи документов.

3. Обеспечение правовой определенности.

4. Приостановление взыскания задолженности.

5. Более гибкие планы погашения задолженности.

6. Отмена штрафов и процентов за несвоевременную подачу налоговых деклараций или уплату налогов.

1. Корректировка авансовых платежей на основе пересмотра ожидаемых налоговых обязательств.

2. Отсрочка по страховым взносам и налогам на заработную плату для работодателей и самозанятых. 

3. Отсрочка уплаты НДС, таможенных или акцизных сборов за импортные товары (продовольствие, медикаменты и т.п.).

4. Ускорение возмещения НДС из бюджета.

5. Отсрочка или отказ от уплаты налогов, взимаемых с налоговой базы, которая не меняется в зависимости от экономического цикла, например, налога на имущество предприятий или налога с оборота.

6. Освобождение от уплаты налогов и страховых взносов на сверхурочную работу в социально значимых сферах, например, в сфере здравоохранения.

 

Однако до сих пор предложения ЕС и национальных властей не соответствовали масштабу проблемы и синхронизации программы расходов в размере 200 млрд евро, согласованной Брюсселем и государствами-членами ЕС после кризиса 2008 г., которая была равна 1,5% валового внутреннего продукта блока[1]. Вместо этого правительства сосредоточили свое внимание на сочетании налоговых мораториев, продлении выплат по социальным взносам, кредитных гарантиях и субсидиях для работников, которые не могут работать или вынуждены перейти на неполный рабочий день.

Самый смелый шаг был сделан Швецией, которая предлагает предприятиям отсрочку налоговых платежей на срок до года на сумму более 300 млрд шведских крон (27,5 млрд евро). Европейская комиссия планирует мобилизовать 37 млрд евро в рамках своих региональных программ финансирования для борьбы с последствиями пандемии. 

Меры, принимаемые странами

Мера

Страна

Государственные кредиты или кредитные гарантии для компаний

 

Германия

Франция

Италия

Великобритания

Испания

Субсидии на доходы для пострадавших работников

 

Германия

Франция

Италия

Испания

Россия

США

Налоговые отсрочки

 

Германия

Франция

Испания

Нидерланды

Великобритания

Австрия

Дания

Греция

Португалия

Япония

Индонезия

Россия

США

Казахстан

Отсрочки выплат взносов по социальному страхованию

Германия

Франция

Испания

Дания

Греция

Китай

Россия (малому и среднему бизнесу)

Каникулы по погашению долговых обязательств

Италия

Великобритания

Испания

Снижение налоговых ставок

Китай

Таиланд

Приостановление налоговых проверок

Россия

Румыния

Италия

Испания

Перу

Налоговые каникулы для отдельных отраслей (туризм, авиация и др.)

Россия

Китай

Казахстан


Австрия

Министерством финансов введены следующие меры[2].

1. Авансовые платежи по налогу на прибыль или корпоративному налогу за 2020 г. могут быть уменьшены или установлены на уровне 0,00 евро в год. Налогоплательщики, пострадавшие от потери дохода из-за коронавируса, могут подать заявление о снижении авансовых платежей по налогу до 31 октября 2020 г. В заявлении налогоплательщик должен представить достоверные доказательства возможного уменьшения налоговой базы исходя из специфики своей проблемы. Запрос может быть сделан в электронной форме через портал FinanzOnline. Если в течение 2020 г. не будет никаких обязательств по налогу на прибыль или корпоративному налогу, налоговые органы должны установить авансовые платежи за 2020 г. в размере 0,00 евро.

Если авансовые платежи по налогу на прибыль или корпоративному налогу за 2020 календарный год еще не установлены на уровне 0,00 евро, то предоплата должна быть уменьшена до суммы, ожидаемой на 2020 г. Если последствия чрезвычайной ситуации затрагивают налогоплательщика таким образом, что он не может уплатить авансовый платеж, он может предложить налоговому органу, чтобы авансовые платежи по подоходному налогу или корпоративному подоходному налогу за 2020 г. не были определены полностью или оценены с суммой, которая ниже ожидаемого годового налога за 2020 г., даже при нулевом значении.

Налоговые органы должны воздерживаться от начисления процентов, если фактический доход или обязательства по корпоративному налогу превышают уменьшенные авансовые платежи.

2. Налоговое администрирование включает:

- отсрочку и рассрочку платежей;

- снижение (вплоть до нуля) процентов за отсрочку платежа;

- неналожение штрафов и пеней за просрочку платежа: налоговый орган должен исходить из того, что в просрочке отсутствует грубая халатность и налогоплательщик достоверно доказал, что он действительно пострадал.

Во всех случаях применение мер осуществляется при условии, что налогоплательщик может достоверно доказать, что он страдает от нехватки ликвидности, обусловленной эпидемией (например, высокие показатели отмены бронирований гостиниц, отмены спортивных и культурных мероприятий из-за официальных запретов, сбоев или потери дохода из-за изменений в поведении потребителей).

Все заявления, касающиеся перечисленных ниже мер, должны быть немедленно обработаны компетентным налоговым органом.

Кроме того, австрийский фонд медицинского страхования (ÖGK) разработал комплекс мер по оказанию эффективной поддержки работодателям в случае краткосрочной нехватки ликвидности. Ожидается, что максимальный срок отсрочки может быть продлен с одного до трех месяцев. Ожидается, что срок рассрочки может быть продлен до 18 месяцев.

 

Германия

Правительство выделяет до 500 млрд евро в виде кредитов компаниям, пострадавшим от пандемии коронавируса. Большинство из них будет предоставлено через Государственный банк развития (KfW)[3]. Эти кредиты будут доступны всем компаниям - от малых и средних предприятий до крупнейших.

Правительство также расширяет субсидируемую схему выплат компенсаций работникам, которых работодатели отправляют на удаленную работу во время кризиса (Kurzarbeitergeld). Заработная плата около 1,5 млн немцев была субсидирована по этой схеме во время финансового кризиса 2008 г. и в общей сложности обошлась налогоплательщикам в 8 млрд евро. На сегодняшний день на удаленную работу направлено 2,35 млн человек[4]. Кроме того, в Германии насчитывается до пяти миллионов самозанятых, которые вряд получат ли помощь от правительства. 

Правительство также обсуждает вопрос о том, чтобы реформа налога на солидарность (5,5-процентная надбавка для лиц с высокими доходами) была проведена уже в 2020, а не в 2021 г., как планировалось ранее.

Федеральное Министерство финансов обнародовало программу налоговых льгот для компаний, которые столкнулись с проблемами ликвидности из-за COVID-19. В указе от 19 марта 2020 года[5] Федеральное министерство финансов объявило о следующих мерах по оказанию компаниям помощи в ликвидности:

1. Налоговые отсрочки:

Что касается налогов, которые должны быть или будут подлежать уплате до 31 декабря 2020 года, то немецкие налоговые органы разрешат отсрочку уплаты налогов по заявке, если уплата будет представлять собой “значительные трудности” для компании. В этой связи налоговым органам дано указание не предъявлять строгих требований к критериям значительности этих трудностей. Компании, ходатайствующие о предоставлении отсрочки, все еще могут быть рассмотрены, даже если точный размер ущерба не может быть определен.

2. Корректировка авансовых платежей.

За налоговый период, заканчивающийся 31 декабря 2020 года, авансовые платежи должны быть уменьшены, как только станет очевидно, что доход компании в текущем году снизится по отношению к предыдущему году. Это относится к налогу на прибыль, и торговому налогу. Как и в случае с отсрочкой, понесенные убытки не нуждаются в детальном доказательстве.

3. Отказ от обеспечительных мер и доплат за просрочку платежа.

Если компания не может своевременно уплатить налог на прибыль или корпоративный налог, то за каждый месяц или его часть взимается дополнительная плата за просрочку платежа в размере 1%. Для компаний, непосредственно затронутых COVID-19, такие меры (например, арест счетов) приостанавливаются с 19 марта 2020 года до 31 декабря 2020 года.

В настоящее время также обсуждаются дальнейшие меры помощи на всех уровнях. К ним относятся корректировка сроков подачи налоговых деклараций (в частности, в отношении авансовых деклараций по НДС), расширение возможностей амортизации, предоставление льгот по торговому налогу.

 

Италия

Принят декрет, предусматривающий:

- отсрочку уплаты налогов и социальных взносов (до 31 мая) для малого и среднего бизнеса и самозанятых, подлежащие уплате в период с 23 февраля по 30 апреля;

- приостановление налоговых процедур и срока исковой давности,

- определенные меры по поддержке ликвидности компаний.

Рим начнет распределять средства из пакета фискальных спасательных мер в размере до 25 млрд евро. Основные меры заключаются в выделении 1,15 млрд евро для итальянской системы здравоохранения и 1,5 млрд евро для Агентства гражданской защиты. Другие меры, как ожидается, будут включать единовременные выплаты в размере 500 евро на человека для самозанятых, государственную поддержку компаний, выплачивающих увольнительные своим сотрудникам, замораживание любых увольнений работников и денежную премию для работающих во время локдауна.

Ожидается, что пакет будет включать кредитные гарантии для предприятий, пострадавших от кризиса, а также мораторий на выплаты по кредитам и ипотечным кредитам. Кроме того, будет оказана финансовая поддержка итальянским семьям, имеющим детей, а также таксистам и почтовым служащим, которые продолжают работать, оказывая срочные услуги во время вспышки болезни.

В Италии налоговые сроки были продлены для резидентов и компаний в так называемых «красных зонах» страны. Кроме того, срок всех налоговые платежи, и налоговые кредиты будут предоставлены компаниям, которые пострадают от 25-процентного падения доходов.

Итальянское правительство также заявило, что окажет поддержку авиакомпании Alitalia, которой государство уже с 2017 г. предоставило кредиты на сумму 900 млн евро.

 

Испания, приостановлены:

- судебные процессы;

- сроки давности;

- налоговые проверки;

Введена отсрочка уплаты налогов. Также одобрены налоговые льготы для малого и среднего бизнеса и самозанятых. Они смогут откладывать свои налоговые обязательства по налогу на доходы, корпоративном налогу и НДС, на шесть месяцев без процентов.

 

Португалия: продлены сроки выполнения некоторых налоговых обязательств (выплата авансов и подача налоговых деклараций).

 

Франция: компаниям разрешено приостанавливать выплаты некоторых социальных сборов и налогов.

Отсрочки по корпоративному налогу и компенсационные выплаты работникам, как ожидается, будут самыми дорогостоящими статьями для Франции.

Президент Франции Э. Макрон пообещал неограниченную бюджетную поддержку компаниям и сотрудникам, пострадавшим от пандемии коронавируса. Он выступил с инициативой, включающей «исключительный и массовый» механизм оплаты труда работников, временно уволенных с пострадавших от кризиса предприятий.

Другие меры включают возможное спасение компаний с государственным пакетом акций, таких как Air France, отложенные налоговые платежи компаний и выплаты по социальному страхованию, а также выплаты по больничному листу родителям, которые не болеют, но вынуждены оставаться дома, чтобы заботиться о своих детях, потому что школы закрыты[6].

1. Страховые взносы[7]

Французское правительство ввело ряд мер по изменению режима социального обеспечения в свете COVID-19. Они являются дополнением к мерам, принимаемым французским правительством в отношении занятости (в частности, к программе «частичной безработицы», финансируемой французским правительством).

1.1 Продление на 3 месяца срока выплаты страховых взносов.

Работодатели, у которых срок уплаты взносов приходится на 15-е число каждого месяца, могут отложить (без штрафных санкций) всю или часть выплат, которые должны быть выплачены 15 марта 2020 года. Работодатели, у которых срок уплаты взносов на социальное обеспечение приходится на 5-е число каждого месяца, могут отложить выплат, которые должны быть выплачены 5 апреля 2020 года. Тем не менее работодателям необходимо было подать уведомление об своих страховых выплатах до 6 апреля 2020 года.

Аналогичное продление на 3 месяца распространяется и на некоторые другие налоги (см. раздел 2.1 ниже).

1.2 Сокращение страховых взносов.

Вместо отсрочки уплаты страховых взносов работодатели могут сократить эту сумму, чтобы адаптировать свои ежемесячные взносы к своим коммерческим потребностям. Для работодателей, срок действия которых приходится на 15-е число месяца, сокращение зависит от даты, на которую было подано их февральское уведомление. Работодатели с датой оплаты 5-го числа месяца, и в частности работодатели, которые платят свои взносы через электронный портал “DSN”, должны были передать уведомление за марте 2020 года до 6 апреля 2020 года.

1.3 Продление срока выплаты дополнительных пенсионных взносов.

2. Налоги.

2.1 Продление срока уплаты некоторых налогов на 3 месяца (корпоративного подоходного налога, зарплатного налога и налога на бизнес). 3-месячное продление платежа доступно для всех авансовых платежей по запросу компаний. В отношении платежей, уже произведенных в марте 2020 года:

компании могут отказаться от прямого удержания налога в своем интернет-банке, если у них все еще есть такая возможность; и

в тех случаях, когда это невозможно, компании могут запросить возмещение из своей налоговой инспекции.

Примечательно, что НДС, зарплатный налог (PAS), специальный налог по договорам страхования и налог на прибыль в принципе исключаются из отсрочки. Однако выплата НДС может быть отложена в рамках рассмотрения дел Комиссии главных финансовых директоров (CCSF) или Межведомственного комитета по реструктуризации промышленности CIRI).

2.2 Налоговая скидка в случае “материальных трудностей, для преодоления которых продления срока уплаты недостаточно” может быть предоставлена в отношении соответствующих налогов в соответствии с разделом 2.1. Однако это право не возникает автоматическим, и для его получения необходимо будет доказать следующие факторы:

значительное падение товарооборота;

наличие других непогашенных долгов; и

ситуация с денежным потоком или любое другое обстоятельство, который может оправдать скидку.

При отсутствии скидки продление платежа более чем на 3 месяца может быть предоставлено по усмотрению налоговых органов.

2.3 Ускоренная оплата непогашенных государственных векселей.

3. Иные инструменты.

3.1 В случае возникновения финансовых затруднений: направление в комиссию главных финансовых директоров (“CCSF”). Комиссия может конфиденциально предоставлять компаниям, испытывающим финансовые трудности, продление сроков платежей в отношении их долгов по налогам и страховым взносам. В Комиссию могут обращаться сами должники или их специальные представители. Упомянутые выше долги относятся к налогам и страховым взносам, но не включают налог на заработную плату.

3.2 перенос чистого операционного убытка (“NOL”) позволяет перенести убытки за финансовый год в прибыль предыдущего финансового года. В настоящее время механизм переноса ограничен по времени и объему: перенос возможен только по отношению к предыдущему финансовому году и ограничен 1 миллионом евро налоговых убытков (или суммой прибыли предыдущего финансового года, если она ниже), т.е. вычет возможен в размере не более 310 000 евро.

В случае переноса убытков компания получает налоговый вычет. Эта сумма используется для уплаты корпоративного подоходного налога, подлежащего уплате в течение пяти лет, следующих за финансовым годом, в котором был понесен убыток. Он также может быть использован для уплаты НДС, налога на заработную плату и т.д. или возмещается авансом в случае производства по делу о несостоятельности. Задолженность также может быть рефинансирована банком в любое время.

Таким образом, на сегодняшний день этот механизм будет полезен только для компаний, которые понесли налоговые убытки в размере до 1 миллиона евро в 2020 году и были прибыльными в течение предыдущего финансового года.

 

Правительство Великобритании объявило о снижении налогов на коммерческую недвижимость для розничной торговли, отдыха и туризма.

1. Отсрочка уплаты НДС.

Платежи по НДС в период с 20 марта по 30 июня 2020 года подлежат отсрочке. В этом случае НДС должен быть учтен не позднее 31 марта 2021 года.

Об отсрочке не нужно уведомлять Службу по налогам и таможенным сборам Великобритании (HMRC), но налогоплательщикам, имеющим мандат прямого дебетования для уплаты НДС, но желающим отсрочить платеж, необходимо будет связаться со своим банком, чтобы отменить этот мандат.

Возмещение НДС в Великобритании будет осуществляться в обычном порядке. Зарегистрированные в Великобритании предприятия должны продолжать подавать свои декларации по НДС в Великобритании к обычному сроку уплаты.

2. Отсрочка уплаты подоходного налога.

Дата уплаты подоходного налога перенесена с 31 июля 2020 года на 31 января 2021 года. Эта мера применяется автоматически, без необходимости обращаться в HMRC, но отсрочка является необязательной (т.е. налогоплательщики все еще могут произвести платеж 31 июля 2020 года).

Декларации по подоходному налогу должны быть поданы к обычному сроку, в том числе онлайн.

3. Налоговое резидентство физических лиц.

Одним из факторов резидентства в Великобритании является тест физического присутствия. Из необходимого для пребывания полугода можно исключить максимум 60 дней, проведенных в Великобритании в любом налоговом году в результате “исключительных обстоятельств". HMRC выпустила руководство, указывающее, что присутствие в Великобритании в связи с COVID-19 может представлять собой “исключительные обстоятельства” для этих целей.

4. Снижение ставок для бизнеса.

Предприятия сектора розничной торговли, гостиничного бизнеса и отдыха, не будут платить никаких налогов, связанных с их бизнесом, в течение 2020/2021 налогового года. Это также было распространено на агентов по недвижимости, агентства по сдаче жилья и бинго-залы (там идет bingohalls, может быть игровые залы лучше), которые закрылись в результате мер COVID-19.

5. Иные мероприятия.

Любой работодатель (малый или крупный) будет иметь право на получение гранта в размере 80% заработной платы работников, которые не могут работать, но остаются на зарплате. Эта мера ограничена в размере 2500 фунтов стерлингов в месяц на одного работника, а также соответствующими страховыми взносами работодателя и минимальными автоматическими пенсионными взносами.

Самозанятые лица смогут претендовать на налогооблагаемую субсидию в размере 80% от среднемесячного дохода, полученного за последние три года, ограниченную 2500 фунтами стерлингов в месяц. Эта схема открыта только для тех, чья прибыль составляет менее 50 000 фунтов стерлингов, а также для тех, кто зарабатывает большую часть своего дохода за счет самозанятости.

Работодателям, имеющим менее 250 работников (по состоянию на 28 февраля 2020 года), может быть возмещено до двух недель по больничному листу за каждого работника, отсутствующего в связи с самоизоляцией.

Заседания налоговых судов первой инстанции приостанавливаются на срок 28 дней с 24 марта 2020 г., и все временные ограничения в любом текущем разбирательстве будут продлены на тот же период. Апелляционный суд будет заниматься только неотложной работой с 27 марта 2020 года.

 

Нидерланды

Правительство Нидерландов 17 марта 2020 г. объявило о следующих налоговых мерах:

1. Смягчение правил отсрочки уплаты корпоративного подоходного налога, НДС и налога на заработную плату. Ходатайство об отсрочке уплаты причитающихся и подлежащих уплате налогов должно быть подкреплено справкой эксперта (например, внешнего аудитора, отраслевой организации, налогового консультанта), объясняющей, что вопросы оплаты носят временный характер из-за коронавируса и бизнес налогоплательщика является жизнеспособным[8]. С 17 марта отсрочка платежа предоставляется по запросу немедленно. Экспертное заключение может быть представлено в течение четырех недель, и налоговые органы дополнительно уточнят, каким должно быть содержание экспертного заключения.

2. Временное снижение процентов за неисполнение обязательств по уплате всех налогов с 4% до 0,01%.

Отсрочки теперь будут применяться к большему числу налогов для бизнеса: налогу на азартные игры, налогу на страховую премию, налогу на арендодателя (verhuurderheffing), экологическим налогам (включая энергетический налог или надбавку за устойчивую энергию (Opslag Duurzame Energie (ODE)), налогу на уголь, налогу на отходы, налогу на водопроводную воду), акцизам (минеральные масла, алкоголь и табак), а также налогу на потребление безалкогольных напитков и аналогичным налогам в голландском Карибском бассейне. По всем этим налогам заявки на отсрочку платежа будут рассматриваться в до 19 июня 2020 года.

Отсрочка не распространяется на налог на удержание дивидендов, поскольку распределение дивидендов фактически ослабляет ликвидную позицию компаний. В апрельском письме заместитель министра финансов Нидерландов призвал компании пока не распределять дивиденды.

Согласно тому же письму смягчены условия получения отсрочки платежа на срок более трех месяцев[9]. Однако в письме говорится, что в этой ситуации по-прежнему необходима предметная оценка. Требование о предоставлении справки от эксперта третьей стороны не требуется, если общая сумма налогового долга, по которому запрашивается отсрочка платежа, составляет менее 20 000 евро. В таких ситуациях предприятия могут довольствоваться “менее полной" информацией, например, документами, свидетельствующими о том, что показатели оборота или заказы значительно снизились по сравнению с предыдущими месяцами. Дальнейшие инструкции будут размещены на веб-сайте голландских налоговых органов.

Если общая сумма, на которую запрашивается отсрочка платежа, превышает 20 000 евро, то потребуется заявление от третьей стороны-эксперта, например аудитора или отраслевой организации.

Упрощение процедур

С начала апреля 2020 года запросы на отсрочку платежа также могут быть сделаны на сайте голландских налоговых органов с помощью онлайн-формы. В настоящее время это возможно для НДС, индивидуального подоходного налога, налога на заработную плату и корпоративного подоходного налога. В течение этой недели (начиная с 6 апреля 2020 года) эта форма может также использоваться для других налогов, подпадающих под действие политики временной отсрочки. Письменные просьбы об отсрочке платежа также могут быть представлены.

После получения онлайн-формы или письма голландские налоговые органы немедленно приостановят все меры по сбору налогов. Теперь достаточно одного запроса на отсрочку по всем видам непогашенных налоговых долгов, подпадающих под действие политики отсрочки.

Предприятиям автоматически будет предоставлена трехмесячная отсрочка платежа. Отсрочка применяется как к не погашенным на момент запроса долгам, так и к любым новым долгам, возникающим в течение последующего трехмесячного периода отсрочки. Налогоплательщикам нет необходимости постоянно подавать новые заявки на отсрочку платежа.

Согласно информации голландских налоговых органов, эти правила применяются ко всем заявкам на отсрочку, поданным с 12 марта 2020 года. Уведомление о невозможности уплаты: что касается специальной отсрочки на периоды более трех месяцев, то информация на веб-сайте голландских налоговых органов гласит, что просьбы об отсрочке, поданные директором коммерческой компании (то есть юридическим лицом, подпадающим под режим корпоративного подоходного налога), который не может уплатить налог на заработную плату и/или НДС, в принципе также будут рассматриваться как уведомление о невозможности уплаты. Голландские налоговые органы рассмотрят это уведомление и ответят на него отдельно.

Энергетический налог и надбавка за устойчивую энергетику (Opslag Duurzame Energie-ODE).

Правительство уже объявило в марте 2020 года о своем намерении временно отложить взимание энергетического налога и ODE: поставщики энергии будут нести ответственность за энергетический налог, ODE и НДС на поставки природного газа и электроэнергии в апреле, мае и июне 2020 года в более поздние сроки, чем обычно.

Это разрешение, как правило, не распространяется на поставки природного газа и электроэнергии домашним хозяйствам и малому бизнесу. Мера будет касаться поставок, по которым поставщик энергии выставляет счета-фактуры без предоплаты или, если есть предоплаты, окончательный счет-фактура охватывает календарный месяц. Это связано с тем, что поставщик энергии не взимает с соответствующих потребителей энергетический налог, ODE или НДС за поставки в апреле, мае и июне 2020 года. Это означает, что отсрочка платежа по ODE и налогу на энергию будет предоставлена предприятиям. В октябре 2020 года энергетический налог и ODE, увеличенные на сумму НДС с этих сумм, будут взиматься с помощью дополнительного счета-фактуры и подлежать оплате поставщиками энергии.

 

В Дании крупные компании будут иметь 30 дополнительных дней для уплаты НДС, в то время как всем компаниям будет предоставлено четыре дополнительных месяца для уплаты страховых взносов.

 

Греция приостановит выплаты НДС, подлежащие уплате в конце марта, на четыре месяца, а взносы компаний в систему социального страхования будут приостановлены до 30 июня.

 

Румыния предусмотрела:

- перенос срока представления налоговых деклараций и соответствующих платежей с 25 марта на 25 апреля;

- приостановила налоговые проверки (даже на завершающих этапах);

- немедленную выплату уже утвержденного возмещения НДС;

- приостановление исполнения банковского счета по просроченной налоговой задолженности.

Такие меры будут применяться в течение 30 дней после отмены чрезвычайного положения.

 

Индонезия планирует отказаться от подоходного налога для физических лиц в течение шести месяцев. Второй пакет стимулирующих мер позволит фирмам отсрочить выплаты корпоративного и подоходного налога при реализации импортных товаров. Эти меры вступят в силу с 1 апреля и продлятся шесть месяцев.

Для стимулирования туризма в определенные пункты назначения будет снят 10-процентный местный налог на гостиницы и рестораны на шесть месяцев, а центральное правительство компенсирует местным органам власти расходы.

 

Кабинет министров Таиланда одобрил сокращение подоходного налога с 3% до 1,5% в течение шести месяцев (с апреля по сентябрь). Он также удвоил налоговую льготу для инвестиций в долгосрочные паевые инвестиционные фонды до 12 570 долл. США.

 

Япония отложила сроки подачи и уплаты налогов на доходы, потребление и подарки на один месяц (до апреля). Дальнейшие меры будут рассмотрены в зависимости от того, как будет развиваться ситуация.

 

Перу:

- продление срока подачи налоговых деклараций для малых и средних компаний;

- приостановление процессов, находящихся на судебной стадии (пока неясно, распространяется ли это приостановление также и на процедуры, находящиеся на административной стадии);

- приостановление сроков проведения текущих налоговых проверок на 30 дней.

 

Соединенные Штаты

Палата представителей одобрила закон, который предусматривает предоставление работодателю налогового кредита в размере определенных расходов на оплату труда (отпуск по болезни, отпуск по семейным обстоятельствам и т. д.)[10]. Одобрение Сената еще не получено. Также ожидается перенос сроков подачи налоговой декларации.

 

Некоторые страны планируют поддерживать население прямыми компенсационными выплатами, например, Гонконг планирует выплатить 10 000 гонконгских долларов каждому гражданину.

 

Китай принял решение об освобождении от уплаты НДС мелких налогоплательщиков в провинции Хубэй и снижении ставки НДС до 1% (в настоящее время 3%) для мелких налогоплательщиков в других районах с 1 марта по 31 мая 2020 года.

Правительство также освободило широкий спектр потребительских услуг от НДС на общенациональной основе. Так называемые «услуги образа жизни», которые включают медицинские услуги, услуги общественного питания и проживания, а также различные личные услуги (например, парикмахерские, прачечная), как правило, облагаются НДС в размере 6%. Освобождение от НДС распространяется также на услуги общественного транспорта и экспресс-доставки, предоставляемые резидентам. Это освобождение будет действовать до тех пор, пока ситуация с эпидемией не будет взята под контроль.

Также введены специальные льготы по корпоративному подоходному налогу и НДС для предприятий, занимающихся производством ключевых материалов, связанных со сдерживанием эпидемии (например, маски, защитная одежда). Льгота предполагает 100-процентный вычет расходов на инвестиции в оборудование для расширения производственных мощностей. Согласно существующим правилам, расходы допускаются только на приобретенное оборудование с удельной стоимостью менее 5 млн юаней (700 тыс. долл. США).

Для серьезно пострадавших предприятий в сфере транспорта, общественного питания, размещения и туризма убытки, понесенные в 2020 г., будут обеспечены более длительным периодом переноса (8 лет по сравнению со стандартными 5 годами). Эти льготы сопровождаются освобождением от уплаты индивидуального подоходного налога в виде премий и субсидий, выплачиваемых медицинскому персоналу, работающему на передовой линии в борьбе с COVID-19.

Что касается НДС, то предприятиям, занимающимся производством расходных материалов для защиты и сдерживания COVID-19, может быть предоставлено полное возмещение перенесенных остатков входного НДС. Возвращаемая сумма входного НДС представляет собой накопленный перенесенный остаток входного НДС в той мере, в какой он превышает перенесенный остаток входного НДС по состоянию на конец декабря 2019 г.[11] Заявки на возмещение могут подаваться ежемесячно. Возмещение НДС по кредитным остаткам было введено в Китае лишь недавно, в 2019 году, на ограниченной экспериментальной основе. Быстрое распространение этого режима на предприятия, затронутые COVID-19, является смелой мерой по оказанию помощи предприятиям, испытывающим трудности с денежным потоком. Параллельно освобождение от НДС будет распространяться и на предприятия, осуществляющие транспортировку защитных материалов.

Поскольку многие компании и частные лица активно жертвуют деньги и товары для борьбы с COVID-19, введены соответствующие льготы по НДС, налогу на потребление и на импорт. Эти исключения распространяются на товары, пожертвованные через благотворительные организации, через государственные органы или непосредственно в больницы, ведущие борьбу с коронавирусом. Кроме того, пожертвования, сделанные предприятиями или частными лицами через благотворительные организации или государственные органы, могут быть полностью вычтены в целях корпоративного налогообложения.

Вычеты также распространяются на импортные поставки, пожертвованные отечественными и иностранными лицами и используемые для профилактики и контроля COVID-19. Они освобождены от уплаты импортного НДС и ввозной таможенной пошлины с 1 января по 31 марта 2020 г.

Кроме освобождения от уплаты налогов на импорт, все вышеперечисленные налоговые льготы будут сохраняться в течение неопределенного срока, пока эпидемия не будет взята под контроль.

Наряду с этими налоговыми льготами, введенными центральными правительственными органами, многие провинциальные и местные органы власти приняли дополнительные меры по облегчению положения. Они включают отсрочку уплаты страховых взносов (а в некоторых случаях и возврат уже внесенных взносов), сокращение налога на недвижимость и налога на городское землепользование для предприятий, испытывающих трудности с финансированием/малых и средних предприятий, а также другие меры.

 

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20.03.2020 № 126
«О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» до 31 декабря 2020 г. введен поправочный коэффициент 0 к ставкам:

1) налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям;

2) земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения производителей сельскохозяйственной продукции;

3) индивидуального подоходного налога индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения.

Также до 15 августа 2020 г. приостанавливается начисление пени по неисполненным в срок налоговым обязательствам и переносятся сроки сдачи налоговой отчетности на 3 кв. 2020 г.

 

Многие страны в значительной степени полагаются на НДС как на способ решения проблем с денежными потоками. Тем не менее, основная причина, по которой страны должны разрабатывать налоговые меры, заключается в экономическом шоке, вызванном пандемией. Налоги, которые требуют регулярных платежей, будут влиять на ликвидность предприятий и домашних хозяйств. Поэтому правительствам следует рассмотреть вопрос о целенаправленной фискальной помощи как способе минимизации экономических последствий кризиса в области здравоохранения.

Между тем, мало кто из экономистов считает, что это подходящий момент для большого фискального стимулирования в Европе, учитывая, что многие государства ЕС находятся в изоляции, а миллионы людей не могут выйти и потратить деньги.

 

[1] FinancialTimes. 17 March 2020.EU launches pandemic fiscal firefight // https://www.ft.com/content/c2927996-6706-11ea-800d-da70cff6e4d3

[2] Bundesministerium Finanzen: NEU: Aussetzen von Gebühren, Verlängerung von Fristen und Steuerbefreiung für Corona-Hilfen // https://www.bmf.gv.at/public/informationen/informationen-coronavirus/neu_coronavirus.html

[3]KfW Entwicklungsbank. KfW-Corona-Hilfe: Kredite für Unternehmen // https://www.kfw.de/KfW-Konzern/Newsroom/Aktuelles/KfW-Corona-Hilfe-Unternehmen.html

[4] Süddeutsche Zeitung. 19.03.2020. So viele Kurzarbeiter wie noch nie // https://www.sueddeutsche.de/politik/kurzarbeit-corona-bundesregierung-1.4851667

6Steu­er­li­che Maß­nah­men zur Be­rück­sich­ti­gung der Aus­wir­kun­gen des Co­ro­na­vi­rus (CO­VID-19/SARS-CoV-2) Bundesministerium der Finanzen  https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Downloads/BMF_Schreiben/Weitere_Steuerthemen/Abgabenordnung/2020-03-19-steuerliche-massnahmen-zur-beruecksichtigung-der-auswirkungen-des-coronavirus.html

[6] CNBC, 17.03.2020. Macron warns ‘we are at war’ as France unveils $50 billion in coronavirus measures // https://www.cnbc.com/2020/03/17/coronavirus-france-president-macron-warns-we-are-at-war.html

[7]https://www.urssaf.fr 

[8] Osborne Clarke, 18.03.2020. Dutch tax measures in response to COVID-19 // https://www.osborneclarke.com/insights/dutch-tax-measures-response-covid-19/

[9] KPMG. Netherlands: Expansion, simplification of deferral policy for tax debts (COVID-19)

https://home.kpmg/us/en/home/insights/2020/04/tnf-netherlands-expansion-simplification-deferral-policy-tax-debts.html (дата обращения 8 апреля 2020 г.)

[10] CNBC, 13.03.2020. Trump pressures Congress to ‘approve a payroll tax cut’ for the rest of the year //

 https://www.cnbc.com/2020/03/13/trump-pressures-congress-to-approve-a-payroll-tax-cut-for-the-rest-of-the-year.html

[11] Возврат излишне уплаченных сумм НДС по кредитным остаткам был введен в Китае лишь недавно, в 2019 г., на ограниченной экспериментальной основе.