Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

ФНС России: итоги работы в 2015 году, планы на текущий год

25, Февраля 2016

В работе коллегии приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РФ И.И. Шувалов, Министр финансов РФ А.Г. Силуанов, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам А.М. Макаров, руководитель Федерального казначейства Р.Г. Артюхин, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы В.М. Малинин, заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу О.В. Крылов, руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - главный государственный регистратор РФ И.В. Васильев, аудитор Счетной палаты РФ С.И. Штогрин, член Общественного совета при ФНС России, председатель Попечительского Совета «Опоры России»  С.Р. Борисов, ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России С.Г. Синельников-Мурылев, первый проректор Высшей школы экономики А.Т. Шамрин.

На заседании коллегии также присутствовали заместители руководителя ФНС России, руководители территориальных налоговых органов из всех федеральных округов, начальники управлений центрального аппарата Службы, представители исполнительных органов власти.

Открывая заседание, руководитель налоговой службы М.В. Мишустин подчеркнул, что, несмотря на непростые экономические условия, налоговым органам удается поддерживать установившийся в последние годы тренд по росту налоговых поступлений. В реальном выражении налоговые поступления выросли на 1,4% при снижении ВВП на 3,7%, сообщил он. Треть прироста поступлений налогов обеспечено за счет улучшения налогового администрирования. 

В консолидированный бюджет страны поступило 13,8 трлн руб., что на 1,1 трлн руб. или почти на 9% больше, чем в 2014 г. 

В федеральный бюджет поступило около 6,9 трлн руб. (на 11% или на 0,7 трлн руб. больше). 

Основной рост обеспечен за счет ненефтегазовых доходов: налог на прибыль вырос на 9,5%, НДС – на 12%, имущественные налоги - на 12%. 
 

Продолжается работа по снижению количества выездных налоговых проверок при росте их эффективности. За год их число снизилось на 14% (с 35,8 тыс. до 30,6 тыс.), эффективность одной выездной проверки выросла на 8% и составила почти 9 млн руб., а уровень взыскания доначисленных сумм возрос до 60%.

В 2015 году ФНС России запустила пилотный проект по управлению поведением налогоплательщика в нескольких отраслях: электроника, бытовая техника и драгоценные металлы. «По рынку бытовой техники и электроники по итогам 2015 года при снижении объемов реализации мы наблюдаем рост налоговых платежей (крупнейших налогоплательщиков сектора) в четыре раза. Аналогичная ситуация - на рынке драгоценных металлов. Практически до нуля снижено количество сомнительных операций с драгоценным металлом, осуществляемых кредитными организациями», - рассказал руководитель ФНС России.

В 2015 году количество жалоб налогоплательщиков снизилось более чем на 5% по сравнению с 2014 годом. ФНС России продолжает развивать новые механизмы досудебного урегулирования налоговых споров, такие как: 

  • налоговый мониторинг (вступил в силу с 1 января 2016 г.);
  • tax ruling (предварительные налоговые разъяснения – есть законопроект); 
  • совершенствование системы обязательного досудебного обжалования (участие налогоплательщиков в рассмотрении жалобы – есть законопроект).

Также уменьшилось количество судебных дел с бизнесом - на 32%. Всего же в 2015 году в пользу налоговых органов удовлетворено 79% сумм рассмотренных требований.

Одним из важных направлений контрольной работы налоговых органов в 2015 году стало принятие мер по деофшоризации экономики. С 1 июля прошлого года в России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Она действует в отношении налоговых периодов с 1 января 2016 г., а в отношении уголовных расследований по налоговым вопросам - с 1 января 2012 г. – пояснил глава ФНС России. 

«В ближайшее время Российская Федерация присоединится к многостороннему Соглашению об обмене информацией по Единым стандартам ОЭСР, к которому уже присоединились 79 государств. Единый стандарт предполагает автоматический обмен информацией о финансовых счетах и активах налоговых резидентов между компетентными органами стран мира. ФНС России уже сделала первые шаги. Первые 200 информационных контейнеров загружены в систему и переданы Росфинмониторингу и Банку России», - пояснил Михаил Мишустин. 

Задачей налоговых органов остается дальнейшее повышение эффективности администрирования, которого можно добиться за счет внедрения новых технологических решений и усиления аналитической составляющей в администрировании. Он напомнил, что в начале 2015 года внедрен первый функциональный блок АИС «Налог-3» (системы, построенной с использованием облачных технологий на базе запущенных ЦОДов) - и сегодня регистрация по всей стране осуществляется централизованно онлайн. 

В конце 2015 года запущен второй функциональный блок по администрированию имущественных налогов физических лиц, ведению лицевых счетов и работы с задолженностью физических лиц. Создана централизованная федеральная база данных, в которой сконцентрирована информация о 55 млн транспортных средств, 35 млн земельных участков, 70 млн объектов недвижимости, а также 254 млн записей о фактах владения объектами собственности и более 180 млн лицевых счетов по имущественным налогам физических лиц. «В этом году мы сможем сформировать единое налоговое уведомление для граждан по всем объектам на территории России - одно на всю страну», - добавил Михаил Мишустин. 

В 2016 году планируется поэтапное внедрение третьего функционального блока АИС «Налог-3» по администрированию юридических лиц и предпринимателей - самого объемного по количеству технологических процессов, он превышает почти в три раза суммарное количество пользователей первого и второго блоков.

В 2015 году был запущен программный комплекс АСК НДС-2, благодаря которому удалось обеспечить рост поступлений НДС на 12% и снизить количество компаний с высокой степенью риска с 1,7 млн в 2011 году до 650 тыс. в январе 2016 года. В 2016 году Служба планирует дальнейшее развитие системы АСК НДС.

Успешно завершен эксперимент по применению новой технологии контрольно-кассовой техники (ККТ) с электронной передачей информации о расчетах в адрес налоговых органов. В четырех пилотных регионах – Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях было подключено более 3,5 тыс. единиц ККТ, пробито 49 млн чеков на сумму 37 млрд руб. В 2016 году планируется поэтапное внедрение системы в масштабах всей страны. 

В апреле 2016 года начинает работать система по контролю за легальностью происхождения товаров путем его маркировки и соответствующей уплаты налогов при движении товаров до потребителя. Система построена на использовании радиочастотных меток для прослеживания жизненного цикла товара и пока охватывает одну товарную позицию - изделия из натурального меха. В дальнейшем планируется распространить этот проект и на другие виды товаров.

Руководитель ФНС России подчеркнул, что внедрение новой технологии ККТ, системы маркировки товаров совместно с АСК НДС-2 в перспективе позволят замкнуть цепочку контроля формирования добавленной стоимости на территории России и прослеживать движение товаров до конечного потребителя.

По поручению Президента РФ ФНС России приступила к формированию единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет размещен на сайте ФНС России 1 августа 2016 г. Создание реестра позволит снизить затраты предпринимателей и органов власти, связанные с подтверждением статуса малого и среднего предприятия, облегчит поиск потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий.

В заключение Михаил Мишустин сообщил, что в текущем году предстоит большая работа по реализации принятых руководством страны решений по формированию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. В связи с этим под руководством Правительства РФ и Минфина России служба работает по следующим ключевым направлениям: 

  • интеграция информационных ресурсов ФНС России и ФТС России;
  • проработка вопроса о передаче администрирования страховых взносов ФНС России;
  • создание и ведение единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

Информация подготовлена на основе пресс-релиза ФНС России