«Государство не собирается уничтожать бизнес, преодолевая кризис…»
- проект федерального закона № 223442-5 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость»
- проект федерального закона № 224549-5 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В обсуждении приняли участие сопредседатели Экспертного совета вице-президент ТПП РФ В.Б. Исаков и управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» С.Г. Пепеляев, заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам депутат А.М. Макаров и член Комитета депутат Е.А. Самойлов, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин, начальник юридического управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора И.И. Кучеров, представители бизнеса и науки
Законопроекты вынесены на обсуждение Экспертного совета не случайно: обострившаяся в условиях экономического кризиса проблема возмещения НДС должна быть решена в кратчайшие сроки, а декриминализация уклонения от уплаты налогов должна показать доверие государства к бизнесу.
Как отметил заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам А.М. Макаров, законопроекты готовятся вместе, в том числе и потому, что уголовные дела, связанные с неуплатой НДС, составляют основной процент. Депутат подчеркнул, что проекты уже получили одобрение председателя Госдумы и соответствующих комитетов, положительный отзыв на проект об уголовной ответственности поступил из Верховного Суда РФ. Предлагаемый законопроектом ускоренный порядок возмещения НДС (не только экспортного) позволяет получить налог из бюджета, не дожидаясь окончания налоговой проверки, в порядке простой кассовой операции.
Участвовавший в обсуждении директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин сообщил о том, что министерство поддерживает новый порядок возмещения НДС, но только при условии предоставления налогоплательщиком банковской гарантии. Иначе как защитить государство если по результатам налогового контроля право на возмещение налога не подтвердится, а налог уже возвращен налогоплательщику?
Второй законопроект предусматривает привлечение к уголовной ответственности за неуплату налогов не по одному лишь факту наличия недоимки, а при наличии вступившего в силу решения налогового органа, которым доначислены налоги, и не ранее истечения срока, установленного налоговым органом в требовании об уплате налогов. При этом у лица, не уплатившего налоги в срок, должна оставаться возможность избежать ответственности после их уплаты вместе с пенями и штрафами. В несколько раз повышаются пороги привлечения к уголовной ответственности. Для исключения всякого «усмотрения» чиновников изменения вносятся не только в УК РФ, УПК РФ и НК РФ, но и в Закон о милиции.
Начальник Юридического управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора И.И. Кучеров напомнил, что аналогичная предлагаемой конструкция содержалась в законодательстве в 1998 году, когда пополнение бюджета было важнее прочих обстоятельств. В условиях экономического кризиса мотивация уклонения от уплаты налогов растет, но нельзя не учитывать данные уголовной статистики: за два последних года по обвинению в неуплате НДС привлечено чуть больше 3 тыс. человек, но лишь единицы осуждены, причем в подавляющем большинстве наказание назначено условно.
Юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» В.В. Стрельников указал на то, что предлагаемое смягчение уголовной ответственности не даст желаемого результата, если не будут доработаны процессуальные нормы, устанавливающие основания и порядок возбуждения уголовного дела. Законопроект нуждается и в технико-юридической доработке, поскольку имеются избыточность формулировок и повторы.
После обсуждения законопроектов эксперт Комитета Госдумы ФС РФ по транспорту В.Д. Бордунов проинформировал собравшихся о том, как может измениться ситуация в сфере воздушного транспорта в связи с началом действия в России Кейптаунской конвенции . Конвенция призвана помочь авиакомпаниям обновить авиапарк без особых затрат, но действующее российское законодательство, в том числе налоговое, не предусматривает соответствующих стимулов. В связи с чем Совет решил направить данную информацию в Минфин России.
Закрывая заседание Совета, директор Департамента по законодательству С.В. Васильев сообщил о начале подготовки очередного Всероссийского налогового форума, который запланирован на 1 декабря 2009 г.