Eжегодная «Неделя российского бизнеса».
В его работе приняли участие:
- статс-секретарь, заместитель Министра финансов РФ С.Д. Шаталов,
- заместитель Министра экономического развития РФ С.С. Воскресенский,
- заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам А.М. Макаров,
- директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ И.В. Трунин,
- советник Министра экономического развития РФ С.Ю. Беляков,
- а также представители бизнес-сообществ, крупных российских компаний, консалтинговых и юридических фирм.
Апрель – месяц, с которого начинается обсуждение налоговой составляющей бюджета следующего года. На этот раз темы обсуждения были связаны с экономическим кризисом: антикризисные налоговые новации (принятые и обсуждаемые), налоговое администрирование в условиях кризиса (взгляд государства и бизнеса) и совершенствование системы налогообложения в отдельных секторах.
Открывая дискуссию, президент РСПП А.Н.Шохин подчеркнул, что государство, в том числе в лице налоговых органов должно заранее ставить в известность общественность о разрабатываемых поправках в налоговое законодательство, так, чтобы было время их обсудить до формирования бюджета на следующий год, которое происходит в июне каждого года. Бизнесу важно знать об ожидаемых изменениях, которые отразятся на налоговом бремени и налоговом администрировании. В ответ на это заместитель министра финансов С.Д. Шаталов указал на то, что финансовый кризис не станет поводом для введения репрессивных мер в отношении налогоплательщиков. Он также рассказал о ближайших планах:
- введение заявительного порядка возмещения НДС (помимо общего) под банковскую гарантию, срок возмещения налога - в течение 30 дней;
- активизация механизмов отсрочки и рассрочки уплаты налогов, предусмотренных НК РФ, расширение перечня оснований их предоставления и возможность предоставления инвестиционного налогового кредита;
- введение права на вычет НДС участникам инвестиционных проектов, в рамках которых строятся объекты, в последующем передаваемые в собственность муниципалитетов,
- разрешение проблем торговли в части учета излишков и недостач;
- введение дополнительных мер по недопущению использования права сложения убытков прошлых лет исключительно в целях минимизации налоговой нагрузки (при слияниях и поглощениях);
- введение правил определения рыночной оценки займов и кредитов в целях налогообложения прибыли;
- уточнение правил тонкой капитализации;
- установление новых правил налогообложения сделок РЕПО и правил клиринговых компаний (для участников биржевых торгов);
- замена НДПИ на налог на сверхприбыль, который перераспределит налоговую нагрузку во времени;
- введение новых льгот для угольной промышленности.
Отдельно обозначено такое направление работы ведомства, как пересмотр условий действующих международных соглашений об избежании двойного налогообложения (16 апреля 2009 года стало известно о согласовании заинтересованными министерствами России и Кипра изменений в действующее Соглашение об избежании двойного налогообложения, в частности предусмотрена новая норма об ограничении предоставления выгод по кругу лиц (направлена на борьбу со злоупотреблениями), расширяются возможности обмена информацией между странами - прим. редакции). Как пояснил замминистра, такова общая мировая тенденция.
Говоря о мировых тенденциях развития налоговых систем, заместитель Министра экономического развития РФ С.С. Воскресенский указал на то, что в большинстве стран наблюдается снижение налоговых ставок. Для России этот вопрос также не закрыт, но раньше следующего 2010 года он обсуждаться не будет. Лишь в отношении малого бизнеса такие меры должны приниматься уже сейчас, а в отношении амортизационной премии замминистра предложил увеличить ее до 50%. Он также не исключил риск применения налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, на которое их подвигнет кризис. В качестве мер борьбы со схемами он назвал принятие закона о трансфертном ценообразовании, ведь использование трансфертных цен – не что иное, как способ перераспределения налоговой базы. Но такой налоговый контроль должен осуществляться специальными подразделениями налоговых органов, да, и в целом работа налоговых органов с налогоплательщиками должна строиться на партнерстве.
Согласен с тем, что в условиях экономического кризиса налоговое бремя должно сокращаться, и заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам А.М. Макаров. Но он обратил внимание собравшихся на то, что налоговое бремя - это не только налоговые ставки, это еще и налоговое администрирование, его уровень. В числе мер, связанных с налоговым контролем и полномочиями налоговых органов он назвал введение обязательного приостановления действия решения налогового органа о принудительном взыскании налоговой задолженности в случае, если налогоплательщик обжаловал его в суде, а также введение уголовной ответственности руководителя налогового органа за принимаемые решения. ЕНВД в том виде, в котором он существует сейчас, нужно отменять, а налогоплательщикам, его применяющим, предоставить право на переход на УСН, в том числе на основе патента. Предложенное реформирование ЕСН проблему не решает, а создает новые – на каком основании фискальные функции государственного органа (налогового) передаются негосударственному органу (ПФР)?
Еще одно важное решение – принятие закона о трансфертном ценообразовании, проект которого обсуждается несколько лет. Наконец-то, Минфин России и Минэкономразвития России смогли договориться и согласовать концепцию нового закона - а Конференции ее представили директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ И.В. Трунин и советник Министра экономического развития РФ С.Ю. Беляков.
Как отметили выступающие, новая Концепция максимально соответствует интересам бизнеса и государства. Важно, что в обсуждении принимали участие налоговые органы - это позволило оценить реальность нового механизма контроля. Планируется введение эксклюзивного контроля за сделками налогоплательщика, перечень которых закрытый. Новым для налогоплательщиков будет механизм декларирования контролируемых сделок, который создаст действительно выборочный контроль. Предлагалось ввести декларирование по запросу налогового органа, но такой порядок повлек бы сплошной налоговый контроль, которого не хотелось допустить. Можно говорить об увеличении нагрузки на бизнес (увеличение документооборота), однако налогоплательщики уже сейчас ведут детальный учет контролируемых сделок. По мнению, С.Ю. Белякова, оперативное принятие законопроекта о трансфертных ценах - до конца 2009 года - будет способствовать выходу из экономического кризиса. Действующий порядок не устраивает ни государство, ни бизнес, поскольку создает неопределенность. Торопиться же с принятием закона о консолидированной группе налогоплательщиков не стоит. Необходимость его одновременного принятия с законом о трансфертных ценах с учетом новой Концепции отпала.