18.12.2008 года прошло очередное заседание Экспертного совета при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики
24, Декабря 2008
В обсуждении приняли участие:
член Совета Федерации А.П. Починок, депутат Госдумы Е.Ю. Семенова, представители Минфина и ФНС России, объединений предпринимателей, комитетов ТПП РФ, промышленных предприятий, научных и иных заинтересованных организаций, СМИ
Вел заседание председатель Экспертного совета, вице-президент ТПП РФ В.Б. Исаков
1. На обсуждение был предложен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 76 части первую Налогового кодекса Российской Федерации». Документ по заказу ТПП РФ подготовлен юридической компанией «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».
В процессе работы было проанализировано действующее российское законодательство и практика его применения, выявлены основные проблемы, исследован зарубежный опыт, изучены научные труды о правовой природе обеспечительных мер. В подготовке выводов и предложений помог проведенный среди налогоплательщиков опрос.
Представив результаты научно-исследовательской работы по данной теме, руководитель аналитической службы компании В.М. Зарипов охарактеризовал действующую процедуру приостановления операций по банковским счетам как произвольную и бесконтрольную. К тому же налоговые органы не несут никакой ответственности за свои действия. На этом фоне неоправданная блокировка по незначительному поводу может лишить компанию финансовой устойчивости или даже поставить на грань ликвидации.
Должно быть иначе – приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках должно стать исключительной мерой, гарантией, применяющейся только при условии, когда есть все основания полагать, что налогоплательщик скроется или скроет свое имущество. Для этого предлагается связать действие ст. 76 НК РФ с пунктом 10 ст. 101 НК РФ, а также ввести институт санкционирования решений налоговых органов о блокировке счета прокурором. В качестве предварительного государственного контроля предлагается введение полноценной финансовой ответственности за неправомерные действия налоговых органов.
Предлагается также ограничить право налоговых органов приостанавливать операции по счетам за неполучение налоговой декларации. Законопроектом предусмотрено, что налоговый орган сможет воспользоваться этим правом только после направления налогоплательщику уведомления о факте неполучения декларации. Новое правило даст добросовестному налогоплательщику время и возможность прояснить сложившуюся ситуацию или отреагировать на требования налогового органа. Было высказано также предложение отменить право налоговых органов блокировать счета при неполучении декларации в связи с несоразмерностью такой меры и неочевидностью риска неуплаты налогов.
Законодательная инициатива была поддержана участниками Экспертного совета и рекомендована к рассмотрению Госдумой. Также решено подготовить памятку налогоплательщикам на случаи неправомерного приостановления налоговыми органами операций по их банковским счетам, направив ее членам ТПП РФ и в территориальные Палаты.
2. На заседании обсуждалась необходимость ускорения возврата экспортного НДС и принятия мер защиты внутреннего рынка России в связи с увеличением объемов импорта. По мнению заместителя директора правового управления ОАО "Мечел" по налоговым вопросам Н.М. Хацела, необходимо вернуть в законодательство термин «традиционный экспортер» для крупнейших экспортеров, предусмотрев для них упрощенный порядок возмещения НДС при экспорте. Такая категория плательщиков НДС выделялась до 2004 года в актах МНС России. Отрадно, что о ее возвращении и о необходимости возмещения НДС в ускоренном режиме говорят в Правительстве РФ – отметила докладчик.
С докладами на эту тему также выступили председатель Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике А.В. Данилов-Данильян и руководитель службы внутреннего аудита ОАО «Газэнергосеть» Л.Ю. Иванов. Было предложено к категории традиционных экспортеров относить не только крупнейших налогоплательщиков, поскольку от препятствий в возмещении налога страдают и средний и малый бизнес. Речь зашла и о возвращении плательщикам НДС права выбора налогового периода - один месяц или один квартал, а также о заявительном, а не судебном (как это сейчас) порядке взыскания с налогового органа процентов за несвоевременный возврат налога.
Предложения по этой части обсуждения решено доработать и к февралю 2009 года направить в Минфин России.
3. Участники Экспертного совета не обошли вниманием и так называемый антикризисный Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ. Выделено имеющееся противоречие (а возможно, техническая ошибка) в порядке вступления в силу нормы, приостанавливающей действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, регламентирующего порядок расчета предельной величины процентов, признаваемых расходом при налогообложении прибыли. Существующие противоречия в тексте Закона № 224-ФЗ делают невозможным применение нового порядка расчета с 1 сентября 2008 г., т.е. не достигнут поставленной законодателем цели уменьшения налоговой нагрузки – их нужно устранять в оперативном порядке.
Но большей критике подверглось единоличное право министра финансов РФ предоставлять отдельным компаниям отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов, пени и штрафов, если их размер превышает 10 млрд. руб. и единовременное погашение задолженности создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. На время отсрочки или рассрочки (они предоставляются без обеспечения сроком до пяти лет) начисляются низкие проценты, что, по мнению участников Совета, эквивалентно долгосрочному кредиту по очень низкой годовой ставке (6,5%), а значит, ставит избранных в привилегированное положение на рынке. «За бортом» остаются малые, средние, а также эффективные крупные компании – те, у которых нет налоговой задолженности в размере 10 млрд. руб.
Было добавлено и то, что понятие «неблагоприятные социально-экономические последствия» слишком расплывчато и неконкретно. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости введения моратория на указанные действия министра финансов РФ, что входит в компетенцию председателя Правительства РФ.
Вместо рассматриваемой меры следует разработать механизм автоматического предоставления государственных гарантий любым налогоплательщикам на весь период кризиса. Это позволит хотя бы частично восстановить их залоговую стоимость, снизить рыночные риски и уменьшить ставки по кредитам (размер гарантий не должен превышать докризисной величины среднегодовой кредиторской задолженности предприятия по кредитам коммерческих банков). Вышеперечисленные замечания и предложения Экспертным совета будут изложены в письме ТПП РФ председателю Правительства РФ.