3 декабря 2008 состоялась организованная Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) открытая встреча бизнеса и государства. От лица государства на встрече выступили статс-секретать, заместитель министра финансов С.Д. Шаталов и председатель экспертного со
10, Декабря 2008
Введенная Законом 30-процентная амортизационная премия введена в качестве временной меры, о чем заявил С.Д. Шаталов, хотя пока срок ее действия не обсуждается. Таким же временным является увеличение норматива процентов по кредитам, используемого при расчете налога на прибыль, и единоличное право министра финансов давать отсрочку по налоговой задолженности в сумме свыше 10 млрд. руб. При этом С.Д. Шаталов оговорился, что вряд ли эта последняя из названных мер станет популярной, поскольку информация об отсрочке станет общедоступной, но не всем крупным компаниям выгодно показывать себя в таком свете.
Есть проблемы и с льготой по НДС в отношении ввозимого в Россию технологического оборудования – мало того, что число налогоплательщиков, которые могут воспользоваться данной льготой, сокращено (речь идет только об оборудовании, не имеющем аналогов в РФ), так еще и сама льгота увязана с утверждением Правительством РФ перечня этого оборудования. Потребуется время, чтобы его сформировать – сколько времени, неизвестно.
С.Д. Шаталов также сообщил, что весной 2009 года правительство может одобрить поправки в Налоговый кодекс РФ, наделяющие налоговые органы правом возвращать НДС досрочно, не дожидаясь получения всех запрошенных документов (по встречным проверкам в том числе). Иными словами, сначала будет вынесено предварительное решение о возмещении НДС, которое потом, когда необходимые документы будут собраны, может быть уточнено.
Относительно замены ЕСН на страховые платежи зам.министра финансов заявил, что вопрос о сроке введения этого изменения будет обсуждаться весной 2009 года. Но уже решено, что контроль за новыми страховыми платежами будет осуществлять налоговая служба (хотя данные выплаты по НК РФ не относятся к налогам и сборам). Весной следующего года правительство вернется и к вопросу об НДС.
Неясно и с законопроектами о трансфертном ценообразовании и консолидированном плательщике налога на прибыль. Как пояснил С.Д. Шаталов, в условиях кризиса еще окончательно не решено, разумно ли вносить в Госдуму данные законопроекты.
По мнению М.Ю. Орлова, основная проблема с принятием этих законопроектов состоит в том, что у Минфина России и Минэкономразвития России разные позиции, и они никак не могу прийти к общему решению. В целом же оценивая Федеральный закон № 224-ФЗ, М.Ю. Орлов сделал вывод о том, что налоговая система становится все более сложной. В отношении вычета по НДС с авансовых платежей, он указал на то, что ситуация только обострится, особенно для тех налогоплательщиков, которые платят за поставки в будущем, с неопределенными сроками поставки.
Назвав 224-ФЗ «законом упущенных возможностей», он посетовал на то, сколько необходимых в существующих экономических условиях поправок не были включены (или были исключены) в этот Закон. М.Ю. Орлов также напомнил собравшимся, что трехлетний федеральный бюджет, в том числе показатели собираемости налоговых доходов, утвержден до кризиса, это значит, что налоговым органам придется выполнять поставленные перед ними задачи исходя именно из этих показателей. Вопрос о налоговом контроле и его последствиях как никогда актуален.
Со слов С.Д. Шаталова, в правительстве продолжаются дискуссии о том, как должны устанавливаться экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых по нефти. Минфин России в принципе не возражает против того, чтобы НДПИ был более дифференцирован по отношению к месторождениям и к экономике этих месторождений. Но есть проблема - для введения такого режима налогообложения нужно использовать показатели рентабельности месторождения, как его определять, пока неясно. Обычно используется коэффициент, где в числителе находятся доходы, накопленные с начала разработки месторождения, а в знаменателе - накопленные расходы. Зам.министра подчеркнул, что необходимо предотвратить возможность легкого управления этими показателями со стороны нефтяных компаний.
С 2010 года может быть отменен НДФЛ при продаже ценных бумаг. Предполагается, что льгота будет распространяться на бумаги, которые котируются на организованном рынке ценных бумаг. Будет установлено предельное значение дохода, полученного от продажи бумаг, для применения льготы, которое составит порядка 1 млн. руб., а также минимальный срок владения этими бумагами - 1 год или чуть более. Данная мера вызвана планами правительства о создании в России международного финансового центра. В связи с этим планируется сделать более либеральными правила налогообложения дивидендов, полученных материнскими компаниями от «дочек». Будет снижен или даже отменен абсолютный размер участия материнской компании, и будет сохранено ограничение в отношении доли участия в дочерней компании.