Налоговые риски в понимании налогоплательщиков и налоговых органов, факторы возникновения налоговых рисков – вот основные темы обсуждения на Круглом столе, состоявшемся 29 октября 2008 г. в Финансовой академии при Правительстве РФ
07, Ноября 2008
Термин «налоговые риски» достаточно широко используется на практике, однако до сих пор нет его общепринятого определения. В итоге участники налоговых правоотношений, в первую очередь налоговые органы и налогоплательщики по-разному определяют для себя налоговые риски. Первые говорят о налоговых рисках применительно к налоговому контролю, вторые увязывают их с налоговой политикой государства, изменениями налогового законодательства и оценкой поведения налогоплательщиков по снижению налоговой нагрузки.
Но в любом случае налоговый риск – это вероятность финансовых потерь. Какие же факторы способствуют появлению налогового риска? – с таким вопросом обратилась к собравшимся организатор мероприятия – Л.И. Гончаренко, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ. Участники Круглого стола разделили эти факторы на внешние и внутренние. Одним из внешних факторов являются изменения налогового законодательства, причем возможные налоговые риски в данном случае можно оценить еще на стадии разработки законопроекта. В.Г. Пансков, д-р эконом. наук, профессор, привел в качестве примера планируемую с 2010 года отмену ЕСН.
По оценке многих экспертов, введение взамен налога страховых отчислений увеличит налоговую нагрузку на бизнес, поэтому для того чтобы снизить данный налоговый риск, следует тщательно продумать меры, которые бы компенсировали налогоплательщикам выпадающие доходы. Он также заметил, что до тех пор, пока законодательство не станет стабильным и понятным, налоговые риски будут высоки, причем не только у налогоплательщиков. Бюджет несет значительные потери в результате проигрыша налоговыми органами споров с налогоплательщиками. Большинство участников согласилось с тем, что срочных изменений требуют нормы ГК РФ и БК РФ, законодательства о конкуренции.
С.Ю. Беляков, советник Министра Минэкономразвития России, проинформировал собравшихся, что сейчас соответствующие министерства готовят поправки в законодательство о конкуренции и ограничении монополий. По его мнению, наблюдается тенденция, что все проблемы в регулировании гражданско-правовых и прочих неналоговых правоотношений государство пытается решить через поправки в Налоговом кодексе. Налоговое законодательство должно меняться, но в силу других факторов, при этом налоговых рисков от любых изменений можно избежать, если новые нормы будут подготовлены качественно, к обсуждению законопроектов будут привлекаться представители бизнеса и экспертного сообщества.
Еще один внешний фактор риска – отношение государства к применяемым налогоплательщиками способам налоговой экономии. На фоне громких налоговых, а иногда и уголовных дел можно говорить о том, что государство активизировалось в борьбе с уходом от налогов. Обсуждая налоговые риски российского бизнеса при использовании налоговых льгот и специальных налоговых режимов, участники Круглого стола согласились, что эти механизмы поддержки отдельных категорий предпринимателей несут в себе не только выгоды, но и риски. Как показывает практика, не так-то просто обосновать льготу, и, кроме того, из-за нечетких условий использования налоговых льгот не исключено, что по прошествии довольно длительного времени налоговые органы предъявят налогоплательщику – льготнику претензии, которые будут состоять не только из недоимок и пеней, но и штрафов.
Адвокат Н.А. Павленко считает, что гораздо сильнее внутренние факторы налоговых рисков, среди которых: неготовность к налоговому контролю, ошибки персонала (человеческий фактор), использование опыта налогоплательщиков других государств без учета российского законодательства и правоприменительной практики и т.п. Следовательно, компании могут управлять большинством существующих налоговых рисков. Сами же риски выражаются в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, а его должностных лиц – к административной (включая дисквалификацию руководителя) и уголовной.
Кроме этого, риск увеличения налогового бремени, т.е. изменения финансового положения налогоплательщика, влечет риск снижения ликвидности, что в условиях мирового финансового кризиса болезненно для любого предпринимателя, и как результат – потеря инвестиционной привлекательности, банкротство и ликвидация юридического лица.
Каковы превентивные меры налоговых органов по снижению налоговых рисков непоступления налоговых платежей в бюджет? Об этом рассказал собравшимся К.В. Новоселов, начальник отдела Контрольного управления ФНС России. Он отметил, что по сравнению с 2006 г. количество налоговых проверок в 2007 году и в истекший период 2008 года существенно сократилось.
Налоговые органы переключились с тематических на комплексные выездные налоговые проверки, которые в целом охватывают лишь 2% налогоплательщиков, что соответствует общемировым показателям. В то же время, 97% случаев эти проверки заканчиваются налоговыми доначислениями. Выступающий отметил, что вызов руководителя организации-налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений формой налогового контроля не является. А в качестве одного из факторов риска проверки К.В. Новоселов назвал неоднократное представление уточненных налоговых деклараций – тот факт, что налогоплательщик выявляет в учете ошибки, дает налоговым органам основания для назначения выездной налоговой проверки.
Руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» В.М. Зарипов рассказал о российских проблемах заимствования из-за рубежа концепции управления налоговыми рисками. Выступление было основано на Отчете ОЭСР, утвержденном на Форуме налогового администрирования 22 июня 2008 года, книге Д.М. Щекина «Налоговые риски и тенденции развития налогового права» и собственных исследованиях по этой теме. Докладчик отметил, что в целом налоговой службой России выбрано верное направление – повышать эффективность работы не за счет тотального контроля, а за счет качественного отбора налогоплательщиков для проверки и публикации критериев такого отбора.
С другой стороны, сохраняется способ случайного отбора налогоплательщиков для проверки, поскольку такой способ дает налоговым органам возможность обнаружить новые налоговые риски. Новый подход предполагает самостоятельность и профессионализм сотрудников налоговых органов и одновременно повышает степень их ответственности перед налогоплательщиками. В российскую налоговую практику внедряются новые формы воздействия на неисполнительных налогоплательщиков. При этом возникают вопросы, например, когда налогоплательщиков штрафуют за неявку на «зарплатные» и «убыточные» комиссии. Публикация не сверенных с налогоплательщиками «черных списков» недопустима, поскольку сопряжена с угрозой деловой репутации компаний.
Участники круглого стола пришли к выводу, что необходимо вырабатывать единое и для налоговых органов, и для налогоплательщиков понятие налоговых рисков, а эффективный налоговый контроль способствует устранению недобросовестной конкуренции на рынке.