Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Досудебное урегулирование налоговых споров

21, Февраля 2012

14 февраля 2011 г. представители ФНС России: заместитель руководителя Службы С.А. Аракелов и начальник Управления досудебного аудита Е.В. Суворова рассказали журналистам о том, какие предпринимаются меры для снижения количества налоговых споров, а также о ближайших планах по развитию досудебного аудита.

Как отметил С.А. Аракелов, когда процедура досудебного рассмотрения налоговых споров начала работать, не было понимания, к какому результату она приведет. Были опасения, что она окажется формальной, поскольку находится «в руках» налоговой службы – единой централизованной системы. Но прошло время, и эта процедура себя полностью оправдала.

Качественная и профессиональная работа налоговых органов по досудебному рассмотрению налоговых споров существенно сократила количество жалоб налогоплательщиков.

В 2011 году в налоговые органы поступило 54 676 жалоб налогоплательщиков, что на 9% меньше показателей 2010 года (60 267 жалоб). Рассмотрено в 2011 году 48 708 жалоб, что на 11% меньше по сравнению с 2010 годом (54 677 жалоб).

Одновременно с сокращением количества жалоб уменьшилась оспариваемая налогоплательщиками сумма требований. В 2011 году оспариваемая сумма составила 322 млрд. руб., то есть сокращение на 26% (в 2010 г. оспариваемая сумма 435 млрд. руб.)

Благодаря более тщательному сбору доказательств в ходе налоговых проверок и повышению качества досудебной работы удалось сократить количество судебных споров.

В 2011 году количество судебных дел уменьшилось на 20,5% (по сравнению с 2010 г.). Из них в отношении юридических лиц уменьшение составило 18% (в 2010 г. всего дел - 74 439, в 2011 г. - – 61 387 дел), в отношении индивидуальных предпринимателей – на 12,5% (в 2010 г. всего дел - 7 088, в 2011 г. – 6 201).

По мнению С.А. Аракелова, досудебный аудит улучшает налоговое администрирование в целом, поскольку решение вышестоящего органа несет и методологическую функцию. Нижестоящий налоговый орган понимает, что в следующий раз «наступать на те же грабли» не стоит – его решение не просто отменяется, проводится служебная проверка, итогом которой может стать и увольнение сотрудника.

ФНС России не останавливается на достигнутом и продолжает совершенствовать процедуру досудебного урегулирования налоговых споров. В частности подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, регулирующее вопросы досудебного разрешения налоговых споров. Предложения направлены в Минфин России, который уже выразил концептуальное согласие с такими предложениями.

При разработке предложений учитывались как наработанная российская практика, так и зарубежный опыт (Германии, Польши, Франции). 

Среди основных предложений Службы:

1) введение обязательной досудебной процедуры обжалования всех решений, действий и бездействия налоговых органов (должностных лиц) , что должно сократить количество судебных споров в два раза.

При этом срок на апелляционное обжалование увеличивается до одного месяца (сейчас – 10 дней), а срок рассмотрения жалобы на действия (бездействие) налогового органа предложено сократить до 15-ти дней.

По словам Е.В. Суворовой, налоговые органы готовы к «наплыву» жалоб после введения новых правил и понимают, что много ошибок можно исправить внутри системы. Текущие судебные споры это подтверждают – до 30% дел прекращаются в судах до вынесения решения по существу.

2) для решений по налоговым проверкам предусматривается двухступенчатая система обжалования в вышестоящий налоговый орган – в территориальное управление и в ФНС России. При этом обращение в ФНС России (второй уровень) - не обязательная ступень для налогоплательщиков.

Но как пояснила Е.В. Суворова, такая возможность введена в целях смещения споров из судебной в досудебную стадию. ФНС России также ставить цель стать органом, который унифицирует подходы налоговых органов к разрешению спорных ситуаций.

Право налогоплательщиков на судебную защиту при использовании такой системы при этом не будет ограничено, так как предусмотрено, что срок обращения в суд (в случае неудовлетворения требований налогоплательщика) исчисляется с момента получения «последнего» решения налогового органа по жалобе. В случае непринятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе в установленный срок, налогоплательщик вправе, не дожидаясь этого решения, обратиться в суд.

3) приглашение налогоплательщика на рассмотрение его апелляционной жалобы при наличии определенных условий.

По словам выступавших, это предложение еще дорабатывается, нельзя не учитывать, что введение такой обязанности налоговых органов может повлечь злоупотребление налогоплательщиками этим правом, то есть к затягиванию сроков досудебного обжалования. Пока предложено два условия: либо наличие вопросов факта (сверка расчетов и т.п.), либо появление новых документов налогоплательщика на стадии обжалования.

Оценивая перечисленные предложения, представители ФНС России подчеркнули, что их принятие пойдет налогоплательщикам только на пользу, особенно физическим лицам, малому и среднему бизнесу, сэкономит их время на урегулирование конфликта и средства (не будет судебных издержек), а также снизит репутационные риски.
Журналистам был также анонсирован новый сервис ФНС России «Узнай свою жалобу», который будет «запущен» в ближайшее время. Здесь налогоплательщики смогут отслеживать «судьбу» своих жалоб.