Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

«Вопрос отношений бизнеса и власти становится особенно актуальным»

13, Февраля 2012

Программа юбилейной Недели российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП отмечает двадцатилетие!) открылась конференцией «Фискальная нагрузка: повышение, перераспределение или снижение» (06.02.2012, г. Москва).

Участники конференции, среди которых заместитель министра финансов России С.Д. Шаталов, заместитель руководителя ФНС России Д.В. Егоров, председатель Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам А.М. Макаров, заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по энергетике П.Н. Завальный, а также руководители компаний - членов РСПП обсудили возможности сдерживания роста фискальной нагрузки на бизнес.

Открывая конференцию, президент РСПП А.Н. Шохин указал на то, что в преддверии президентских выборов «вопрос отношений бизнеса и власти становится особенно актуальным». Бизнес считает, что за последнее время фискальная нагрузка на бизнес выросла, а произошло это из-за повышения страховых взносов в 2011 году. Непонятно, как буду развиваться события дальше – в федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 гг. запланировано повышение ставки взносов до 34%. Такая неопределенность не способствует развитию бизнеса и новым инвестициям.  
С.Д. Шаталов пояснил, что предусмотренное в законе повышение страховых взносов с 2014 года – это формальный (планируемый) показатель, который внесен в закон исходя из действующего законодательства. На самом деле пока непонятно, какой будет налоговая система в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Но Минфин России не поддерживает повышение налоговой нагрузки и считает необходимым ввести мораторий на изменение налогового законодательства.

По данным Минфина России
(из выступления С.Д. Шаталова)
До кризиса (2008 г.) налоговая нагрузка составляла около 36% ВВП, из них 8-9% - на нефтегазовые доходы, по остальному бизнесу была распределена неоднозначно.
В кризис налоговая нагрузка снизилась до 31-32% ВВП, при этом доля нефтегазовых доходов в ней выросла.

 

В настоящее время обсуждаются разные варианты изменения налоговой системы. Эксперты – разработчики «Стратегии-2020» настаивают на увеличении государственных расходов на социальные нужды (образование, медицина и т.п.) минимум на 4%. Исходя из этого возможно либо повышение налогов, либо сокращение других государственных расходов (на оборону, государственное управление, трансферты ПФР) минимум на 2%.
Рост ставок косвенных налогов С.Д. Шаталов назвал возможным, но крайней мерой. По мнению С.Д. Шаталова, следует перераспределить существующую налоговую нагрузку, оценив в частности резервы сырьевого сектора. Хотя особых резервов нет – много старых выработанных месторождений, а чтобы компании стимулировать осваивать новые, нужно предоставить им преференции.

Для принятия решения об изменении ставок страховых взносов государству придется ответить на вопросы о повышении пенсионного возраста, сокращении числа льготных категорий пенсионеров, а также оценить, действительно ли повышение зарплат медицинскому персоналу улучшит качество медицинских услуг.
А.М. Макаров охарактеризовал предложенные Минфином России варианты развития событий как «выбор между плохим и ужасным». Требуется же кардинальное упрощение и либерализация налогового законодательства, пересмотр действующих налоговых льгот, передача полномочий по введению льгот по региональным и местным налогам соответствующим уровням законодательной (представительной) власти. Страховые взносы, а по сути налог, должны быть возвращены в НК РФ, необходимо и обеспечение эффективности бюджетных расходов.

«Необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса», - сказал А.М. Макаров. Новая стратегия должна исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных налогоплательщиков важнее рисков, связанных с возможным недобросовестным поведением отдельных налогоплательщиков. Пока же подходы частей первой и второй НК РФ в значительной степени противоречат друг другу.

«Я продолжаю утверждать, что ловить преступников при помощи Налогового кодекса бессмысленно. Все равно любую норму НК, которая предназначена для ловли какой-то схемы, Минфин инициирует исходя из информации от людей, которые к этому моменту успели придумать десять новых схем», - пояснил А.М. Макаров.

Для информации
(со слов А.М. Макарова)
В Комитете Госдумы по бюджету и налогам создается новый Экспертный совет, состоящий в том числе из представителей бизнеса и науки. Он будет площадкой для публичного обсуждения проектов законов в налоговой и бюджетной сферах задолго до их поступления в Госдуму.

 

Выступая с докладом по теме снижения административной нагрузки на бизнес, Д.В. Егоров указал на резкое снижение количества выездных налоговых проверок при одновременном повышении их эффективности.

Налоговые органы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на аналитике и оценке критериев рисков. Хотя для этой работы у налоговых органов пока недостаточно информации о деятельности компаний. Д.В. Егоров призвал бизнес раскрывать такую информацию добровольно. По его мнению, там, где отношения бизнеса и налоговых органов прозрачны, нет оснований для контроля, соответственно снижается административная нагрузка на бизнес.

По данным ФНС России
(со слов Д.В. Егорова)
Охват выездными налоговыми поверками составляет менее 1% в год.
Если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то теперь - 8 из 1 000 организаций в год.

По данным РСПП
(со слов А.Н. Шохина)
Согласно проводимым опросам предпринимателей налоговые органы сместились с первого места в рейтинге препятствий для бизнеса. «Вперед вырвались» органы технического надзора и таможня. 

 

Среди достижений ФНС России Д.В. Егоров назвал новый электронный сервис на сайте Службы – «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами», «Личный кабинет налогоплательщика» и уплата налогов он-лайн, то есть без привлечения административного ресурса. Он также привел результаты работы досудебного аудита: в 2011 году количество жалоб налогоплательщиков - организаций сократилось на 10%, количество судебных споров – на 18%.

На конференции обсуждались перспективы изменения налоговой нагрузки в ряде отраслей, в том числе в нефтегазовом секторе и в производстве алкогольной продукции. С предложениями выступили П.Н. Завальный, вице-президент, начальник Главного управления экономики и планирования ОАО «ЛУКОЙЛ»» Г.С. Федотов и старший вице-президент по финансам и экономике ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»» Е.В. Азимина.Обсуждая перспективы развития законодательства о трансфертном ценообразовании и консолидированных группах плательщиков налога на прибыль организаций,  заместитель председателя Комитета РСПП по налоговой политике А.В. Тихоновский сообщил, что Минфином России совместно с РСПП готовятся поправки технического характера в закон о трансфертном ценообразовании. В ближайшее время текст законопроекта будет размещен на сайте РСПП. Возможны изменения и в законодательство о консолидированных группах - по мере накопления практики применения этого закона.

Завершая работу конференции, А.Н. Шохин предложил властям отложить налоговый маневр и в течение 2012 года определить будущую модель пенсионной системы, системы социального страхования и здравоохранения, чтобы на их основе определить основные параметры налоговой системы на перспективу. Сложность такой работы требует проведения полноценных консультаций со всеми заинтересованными сторонами.

Итоговые предложения РСПП будут сформулированы на XIX Съезде РСПП 9 февраля 2012 года.