Пресс-клуб ФНС России: подведение итогов года
Приветствуя собравшихся, Михаил Мишустин подчеркнул, что, несмотря на непродолжительное существование Пресс-клуба, он стал популярной площадкой для неформального общения журналистов и сотрудников ФНС России. В течение 2011 года было проведено пять встреч в рамках Пресс-клуба, на которых обсуждались самые актуальные вопросы налогообложения, а результатом взаимодействия Службы с журналистами стало около 25 тыс. публикаций.
Михаил Мишустин также подвел предварительные итоги работы налоговых органов в 2011 году, выделил основные тренды налогового администрирования.
Так, на протяжении года отмечается высокий рост налоговых поступлений. Ожидается, что в 2011 г. в консолидированный бюджет РФ поступит 9 трлн 800 млрд руб., что на 27% больше по сравнению с 2010 г. (7,7 трлн руб.). При этом рост поступлений обусловлен не только ростом цен на нефть (без учета нефтегазовых доходов и дополнительной прибыли от экспорта углеводородов и продуктов их переработки темп роста поступлений составил 122%). Растут поступления основных налогов, в том числе налог на прибыль организаций - на 29% и НДС - на 32%. Объемы доходов, предусмотренные законами субъектов РФ о региональных бюджетах на 2011 год, в целом по России будут исполнены на 303%.
По словам Михаила Мишустина, в текущем году продолжилась тенденция снижения налоговой задолженности (на 01.12.2011 снижение на 120 млрд руб. или на 9%). Кроме того, удалось добиться резкого снижения количества выездных налоговых проверок на фоне повышения их эффективности. Если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то теперь только 1 из 100. За текущий год количество выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций снизилось на 4 тысячи и составило около 53 тысяч, а доначисления по контрольной работе составляют около 410 млрд руб. (по предварительным данным). На треть сократились суммы доначислений, отмененные по решениям судов и вышестоящих налоговых органов.
Важнейшим целевым ориентиром для ФНС России Михаил Мишустин назвал сокращение числа судебных споров с участием налоговых органов, смещение нагрузки с судебной системы на подразделения досудебного аудита, созданные в налоговых органах.
Уже сейчас более тщательный и взвешенный подход к налоговым проверкам и процедурам досудебного рассмотрения споров привел к уменьшению количества жалоб налогоплательщиков (в 2011 г. снижение на 15%, на 33% уменьшились оспариваемые налогоплательщиками суммы требований налоговых органов). За 2011 год количество принятых судами первой инстанции решений снизилось на 27% (по сравнению с 2010 г.).
ФНС России уделяет большое внимание созданию удобных и комфортных условий для налогоплательщиков, формированию благоприятного делового климата в стране. Для этих целей на сайте Службы в открытом доступе размещена база разъяснений ФНС России с удобной системой поиска. «Таким образом, позиция ФНС России по тем или иным вопросам четко определена, обязательна для применения, доступна в оперативном порядке всем заинтересованным пользователям», - подчеркнул Михаил Мишустин.
Основной тренд - это применение клиенториентированного подхода, и, прежде всего, упрощение для налогоплательщиков способов взаимодействия с налоговыми органами за счет развития электронных сервисов, создания информационной поддержки и более комфортных условий в налоговых инспекциях.
По данным, которые привел глава ФНС России, 68% организаций - налогоплательщиков и более 60% индивидуальных предпринимателей сдают отчетность в электронном виде, при этом 52% налогоплательщиков имеют доступ по каналам связи и через интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом. В планах ФНС России - к 2015 году перевести на электронную отчетность 80% организаций.
Михаил Мишустин обратил внимание на популярность сайта ФНС России, его посещаемость в 2011 году уже составила около 1 млн человек в неделю. Из 22-х онлайн сервисов сайта самым востребованным стал сервис «Проверь себя и контрагента» - за неделю формируется более 4 млн. запросов. На втором месте сервис «Узнай свою задолженность» - более 600 тыс. запросов в неделю. За 2011 год с помощью интерактивных сервисов сайта ФНС России проведено около 138 тыс. онлайн платежей на более чем 100 млн. руб.
В настоящее время тестируется новый сервис для юридических лиц «Личный кабинет налогоплательщика - 3», который позволит проводить электронную регистрацию и перерегистрацию налогоплательщика, представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность, получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом и примененных к организации мерах взыскания задолженности, а также урегулировать разногласия и направлять в инспекцию по месту регистрации различные запросы и заявления».
Также, Михаил Мишустин напомнил, что с 1 октября заработала система Электронного правительства, а налоговая служба – один из его крупнейших поставщиков данных: 51-му федеральному ведомству предоставляется информация для оказания ими более 350 государственных услуг. С 1 июля 2012 г. к ним должны добавиться тысячи региональных и муниципальных органов.
Одним из базовых реестров, отметил Михаил Мишустин, находящихся в ведении Службы, является Федеральная информационная адресная система (ФИАС, fias.nalog.ru), которая заработала 1 ноября 2011 г. Благодаря ФИАС можно бесплатно получить информацию об адресе и правильном названии улицы, о том, к какому муниципальному образованию относится тот или иной адрес и т.п. Уже сегодня ФИАС содержит более 1 млн. адресных объектов, постоянно ведется работа по актуализации данных.
В заключение встречи руководитель ФНС России М.В. Мишустин поблагодарил присутствующих представителей СМИ, в том числе журнал «Налоговед» за активное сотрудничество и за большой вклад в формирование налоговой культуры населения.
Информация предоставлена пресс-службой ФНС России