Преимущества и недостатки налоговой системы
Председатель Налогового комитета Минфина Республики Казахстан Даулет Ергожин считает необходимым реформировать систему налогового администрирования Казахстана, в том числе путем ее автоматизации. «В 2009 году мы утвердили систему управления рисков, в результате чего сократили количество проверяемых субъектов втрое, тенденция к их росту на сегодня отсутствует, я думаю, что это хорошие показатели, даже при том, что мы сократили количество налоговых проверок на треть, сумма доначисленных и взысканных налогов осталось на прежнем уровне», – сообщил Даулет Ергожин.
Кроме того, «в 2010 году прошла масштабная акция по списанию неуплаченных пеней и штрафов. Было списано пеней на 14,4 млрд тенге по 2 млн налогоплательщиков и штрафов в размере 8,7 млрд тенге по 229,4 тысячам налогоплательщиков», – сказал он.
Доклад Председателя Налогового комитета Минфина состоялся в рамках Шестого Казахстанского налогового форума, который прошел 18-19 октября 2011 г. в Алматы. Организаторы форума – НИИ финансового и налогового права, Международная налоговая ассоциация (Российское отделение), Национальная экономическая палата Казахстана «Атамекен», Палата финансовых и налоговых консультантов и журнал «Налоги и финансы».
Основная тема форума – «Налоговая конкуренция и Казахстан: особенности, преимущества и перспективы». Обсуждали преимущества и недостатки налоговой системы Казахстана, ее место и конкурентоспособность в современной мировой налоговой системе, а также перспективы совершенствования налогового законодательства Республики для улучшения инвестиционного климата и повышения качества налогового администрирования. Было обращено внимание на существующие налоговые и административные барьеры на пути развития бизнеса, предложены меры по их устранению путем внесения изменений в законодательство РК.
Директор НИИ финансового и налогового права, д-р.юрид.наук Евгений Порохов отметил, что «жесткая налоговая конкуренция в мире побудила Казахстан значительно либерализовать налоговую систему, уменьшить количество налогов и их ставки, упростить для налогоплательщиков процедуры налоговой регистрации, ведения налогового учета и представления налоговой отчетности». Вместе с тем «чрезмерное увлечение любым государством либерализацией своего налогового законодательства таит в себе угрозу возможности признания другими государствами такой страны налоговым офшором и применения по отношению к нему антиофшорного законодательства. Примеры тому уже имеются в современной мировой практике – к налоговым резидентам государств с льготным налогообложением применяются все возможные негативные налоговые меры, которые отвращают от них практически всех налогоплательщиков-резидентов в их внешнеэкономической деятельности», – отметил Евгений Порохов.
Ответственный секретарь Российского отделения Международной налоговой ассоциации (РОС-ИФА), канд.юрид.наук, Виктор Мачехин обратил внимание на то, что вопросы налогообложения конфликтны изначально. «Всегда мы видим противопоставление налогоплательщика государству, но от этого конфликта нужно уходить к балансу интересов, «наведению мостов», учету мнений друг друга. Это будет способствовать в целом тому, что налоговая и бюджетная системы будут работать нормально и достигать тех целей, для которых они созданы», – уверен он.
По мнению первого заместителя председателя НЭПК «Атамекен» Екатерины Никитинской, одной из наиболее чувствительных позиций для бизнеса продолжает оставаться система взысканий по авансовым и текущим платежам. «Законодательство должно не только однозначно, но и теоретически обоснованно устанавливать границы имущественных обязательств налогоплательщиков», – сказала Екатерина Никитинская. Специального регулирования требует вопрос приостановления расходных операций по банковским счетам налогоплательщика и налогового агента. «В настоящее время налоговым законодательством предусмотрено семь оснований их приостановления, значительная часть из них создает неоднозначные конфликтные ситуации и самым негативным образом сказывается на хозяйственной деятельности предприятий», – заметила она.
Форум работал два дня. Во второй день ведущие отечественные и международные налоговые эксперты для налогоплательщиков – участников форума провели научно-практические семинары-тренинги по наиболее актуальным вопросам налогообложения и налогового права по следующим темам:
- налоговые споры и порядок их разрешения;
- налоговый контроль за трансфертным ценообразованием;
- юридическая ответственность за налоговые правонарушения;
- администрирование международных договоров по вопросам налогообложения.
В рамках форума состоялась выставка аудиторских, консультационных и юридических услуг KazTaxExpo – 2011. Выставка проводится третий раз, в ней могут принять участие все заинтересованные юридические, консалтинговые, информационно-справочные и аудиторские компании, образовательные учреждения и профильные издательства. Среди постоянных посетителей выставки – крупные казахстанские компании – участники Казахстанского налогового форума, представители инвестиционных и банковских структур.
Ежегодно Казахстанский налоговый форум принимает более 200 участников, представляющих Казахстан, страны ближнего и дальнего зарубежья. За пять лет форум посетило более 1 000 участников из восьми стран (Аргентина, Голландия, Украина, Россия, Узбекистан, Кыргызстан и др.).