Специальное сообщение Оргкомитета конкурса законопроектов о противодействии налоговым злоупотреблениям
Оргкомитет Конкурса сообщает, что 7 июля 2011 г. Правительство РФ утвердило Основные направления налоговой политики на 2012 – 2014 годы. В числе мер по совершенствованию налогового администрирования запланировано законодательное закрепление инструментов, противодействующих налоговым злоупотреблениям (подробнее см. в Приложении ниже). Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями.
Кроме того, 8 июля 2011 г. Государственная Дума приняла закон, который с 1 января 2012 г. вводит принципиально новые правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Закон предусматривает сужение круга сделок, контролируемых с точки зрения рыночности цен. По мнению ряда экспертов, такое сужение сферы применения специальных норм налогового контроля за трансфертным ценообразованием неизбежно приведет к появлению новых налоговых схем.
Ожидается, что в качестве ответной реакции налоговые органы будут вынуждены использовать концепцию необоснованной выгоды для противодействия манипулированию ценами сделок со стороны отдельных налогоплательщиков.
В настоящее время ВАС РФ признает такой подход недопустимым (постановления Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 8349/07 и от 28.01.2008 № 12064/07, а также Постановление Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 № 8867/10). Суды указывают, что претензии к размеру цены налоговые органы должны обосновывать по правилам ст. 40 НК РФ, а не ссылаться на необоснованность налоговой выгоды.
В то же время, в Постановлении от 16.03.2010 № 14585/09 ВАС РФ обратил внимание на необходимость соблюдения «принципа обеспечения налогового контроля со стороны государства».
В связи с этим не исключено изменение арбитражными судами своей позиции в отношении контроля цен сделок, выпадающих с 2012 г. из списка контролируемых по законодательству о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием (раздел V.1 НК РФ). Другими словами, в отсутствие специальных норм налогового контроля за ценами налоговые органы и суды будут применять общие нормы защиты от налоговых злоупотреблений – такие нормы содержит Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Весьма общие положения данного Постановления, в отличие от достаточного четкого и строгого алгоритма, закрепленного в ст. 40 НК РФ, создают условия для широкого усмотрения инспекторов и судей, что не способствует предсказуемости налоговых последствий сделок и влечет заметное увеличение налоговых рисков для бизнеса.
Принятые официальные документы заметно повышают актуальность Конкурса законопроектов, организованного ТПП РФ и журналом «Налоговед», поскольку цель Конкурса – подготовка и отбор законопроектов, которыми не только закрепляются инструменты противодействия злоупотреблению нормами налогового законодательства в целях минимизации налогов, но и одновременно создаются гарантии налогоплательщиков от необоснованного пересмотра налоговых последствий их деятельности, в том числе вследствие широкого усмотрения правоприменителя.
Приложение
Одобрены Правительством Российской Федерации
07.07.2011 г.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
(извлечение)
II. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов
9.1. Внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов
Стремление налогоплательщика к уменьшению налоговых платежей может приобретать различные формы. При этом допустима законная оптимизация налоговых платежей – такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности и соответственно – оптимального вида платежа.
Ответственность налогоплательщика предусматривается за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в законодательстве о налогах и сборах правил.
Не менее важной представляется проблема квалификации ситуации, когда формальное соблюдение закона налогоплательщиком, то есть совершение им действий, не запрещенных законодательством, приводит к ущербу фискальных интересов государства и муниципальных образований. Нередко единственной целью использования гражданско-правовых средств («деловой целью») становится налоговая выгода.
В сложившихся условиях должны быть законодательно закреплены инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства в целях минимизации налогов.
Особое внимание необходимо уделить критериям, отделяющим законное уменьшение налоговых платежей от избежания от налогообложения, а также процедурам проверки установления «деловой цели».
Реализация в законодательстве подобного механизма во многом позволит обеспечить стабильность имущественных отношений, предсказуемость действий участников налоговых отношений.
Для подготовки соответствующих законодательных положений необходимо использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта.
Успешное решение поставленной задачи будет способствовать реализации принципа всеобщности и равенства налогообложения.