«Таможенный союз разочаровал его участников с первого дня»
Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном заработал с 1 июля 2011 г., но уже с первого дня начал не оправдывать ожидания его участников. Жители стран жалуются на рост цен на продукты, бензин и импортные авто. «Проблема в том, что до создания ТС в России действовали самые высокие из трех стран таможенные пошлины на ввозимые товары. Их и взяли за основу при создании ТС и утверждении единого таможенного тарифа», – рассказывает руководитель группы практики таможенного права юридической компании «Пепеляев Групп» Александр Косов. Пострадал в первую очередь казахстанский бизнес, хотя республика и настояла на исключении для 409 позиций товаров (одежа, обувь и т. д.) – на них не будут распространяться правила администрирования пошлин внутри Таможенного союза. Кроме того, по настоянию казахстанской стороны были увеличены квоты на беспошлинный ввоз товаров в Таможенном союзе. Главная головная боль Белоруссии – пошлины на подержанные иномарки. В рамках Таможенного союза для них также был принят российский уровень, который оказался существенно выше, чем действовал в Беларуси. Пришлось и в этом пойти на компромисс. Вводится переходный период, в течение которого будут действовать национальные ставки пошлин стран – участниц ТС. Переходный период предлагается завершить первого января 2013 г. Ранее стороны предусматривали окончание его действия первого 1 июля 2011 г. «Граждане Белоруссии и Казахстана смогут ввозить в свои страны автомобили по действующим в этих странах ставкам. Но если они захотят продать их в России, то будут вынуждены доплатить разницу в пошлинах. Эта разница в зависимости от марки авто может быть десятикратной», – поясняет Косов.