Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Развитие налогового законодательства и правоприменительной практики: итоги первого полугодия 2011 года

01, Июля 2011

29 июня 2011 г. в Москве состоялась конференция Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
 
Организатор конференции – Налоговый комитет АЕБ - предложил для обсуждения следующие темы:

  •  основные направления налоговой политики РФ на 2012 и последующие годы;
  •  регулирование налогового контроля за трансфертным ценообразованием;
  •  развитие законодательства в области НДС;
  •  налоговые меры стимулирования инновационной деятельности;
  •  внедрение электронного документооборота;
  •  судебные прецеденты по налоговым спорам. 

А.С. Кизимов, начальник сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России обозначил тенденции развития налоговой политики в среднесрочной перспективе. Указав на то, что основной функцией государства остается фискальная, поскольку от собираемости налогов в бюджет напрямую зависит исполнение государством своих обязательств в первую очередь социальных, А.С. Кизимов тем не менее подчеркнул необходимость совершенствования подходов налогового администрирования и законодательства о налогах и сборах. В частности он назвал необходимым включение в законодательства правил, разграничивающих налоговую оптимизацию и уклонение от уплаты налогов. Для страны с континентальной системой права ненормально, когда такие правила закреплены на уровне судебной практики – заметил А.С. Кизимов1.   

Среди обсуждаемых в настоящее время вопросов налоговой сферы – снижение ставки страховых взносов, совершенствование амортизационной политики и обновление классификатора основных фондов, введение льгот по налогу на имущество для энергоэффективного оборудования, вопросы налогообложения операций с ценными бумагами, переход к уплате налога на недвижимость. В отношении регулирования взимания акцизов было обозначена необходимость повышения их регулирующей (а не фискальной) функции, а в отношении НДПИ – индексация ставок в первую очередь на добычу природного газа. А.С. Кизимов также сообщил, что конечная цель в регулировании налогообложения добычи полезных ископаемых – перейти от НДПИ к налогу на сверхдоход, но для этого в частности нужно принятие закона о трансфертном ценообразовании.

Регулирование налогового контроля за трансфертным ценообразованием стало отдельной темой дискуссии. Налоговый комитет АЕБ проанализировал предлагаемые Минфином России законопроекты2  и подготовил свои замечания и предложения:

  • законодательно закрепить права налогоплательщиков самостоятельно производить корректировку сумм налогов, подлежащих уплате по итогам календарного года, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения; 
  • распространить положения о симметричных корректировках и о праве заключать соглашения о ценообразовании для целей налогообложения на иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства;
  • предусмотреть случаи добровольного пересмотра цен в группе компаний, установив, что на сумму уплаченных в бюджет налогов симметричная корректировка производится без проверок и отсрочек;
  • признать фактические цены рыночными для целей трансфертного ценообразования, если они соответствуют правилам госрегулирования;
  • учитывать при налоговом контроле размер затрат на приобретение импортных товаров, если при ввозе товаров таможенными органами был скорректирован (как правило, увеличен) размер таможенной стоимости;
  • устранить неясности в регулировании ситуации, когда рыночная сумма процентов выше, чем сумма, определенная в соответствии со статьей 269 НК РФ, а именно разрешить вычет процентов по правилам ст. 269 Кодекса, но не менее суммы процентов, определенной в законопроекте (раздел VI);
  • в целях справедливого и разумного распределения бремени доказывания освободить налогоплательщиков от обязанности готовить дополнительные документы только для целей налогового контроля (по крайней мере, по внутрироссийским операциям);
  • исключить взыскание пени с налогоплательщиков, внутрироссийские сделки которых попали под налоговый контроль, поскольку денежными средствами одного регионального бюджета фактически пользовался другой региональный бюджет, а не налогоплательщик (компенсации «пострадавшему» региону в виде процентов за пользование чужими денежными средствами должны выплачиваться за счет регионального бюджета, в который были необоснованно зачисленные поступления от налога на прибыль).

Обсуждался на конференции и рассматриваемый Госдумой законопроект, предусматривающий существенные поправки в главу 21 НК РФ3М.Ю. Орлов, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы ФС РФ представил ожидаемые изменения, отметив, что замечания экспертов и бизнес-сообщества была учтена разработчиками законопроекта при подготовке текста к рассмотрению во втором чтении. В частности, исключены нормы, предусматривающие восстановление НДС при потерях и ином выбытии имущества налогоплательщика – решено, что этот вопрос должен обсуждаться одновременно с рассмотрением порядка налогообложения прибыли.

Законопроектом уточняется расчет налоговой базы при расчетах, выраженных в иностранной валюте и у.е., в случае увеличения цены (тарифа) и количества (объема) отгруженного товара. Из перечня документов, представляемых налогоплательщиком в обоснование применения нулевой ставки, исключена выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке (подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ). 

В статье 169 НК РФ предусматривается новый вид счета-фактуры и требования к его составлению. Корректировочный счет-фактура выставляется продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения. Такой счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету.

М.Ю. Орлов также отметил, что в законопроекте появились новые нормы – о налогообложении услуг по перевозке и транспортировке (связанных с ними работ, услуг) в рамках Таможенного союза (ставка 0%), работ (услуг) на континентальном шельфе и передачи единиц сокращения выбросов (прав на них) в рамках Киотского протокола.      
При рассмотрении других вопросов конференции участники позитивно оценили последние новшества в сфере электронного документооборота – как во взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами, так и в арбитражном процессе4.

Налоговые юристы выделили постановления Президиума ВАС РФ, принятые в 2011 году, влияющие на правоприменительную практику, среди них - постановления по вопросам налогообложения5, проведения налогового контроля и привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах6.  Участники также обратили внимание на наметившуюся в арбитражных судах тенденцию смещения разрешения спора по существу с определением правовой позиции в высшую судебную инстанцию.

Налоговый комитет АЕБ в цифрах и фактах
Комитет включает более 150 членов
В первой половине 2011 г. проведено три заседания и две открытых бизнес-встречи
Направлено три официальных обращения в государственные органы:

  • комментарий к проекту Федерального закона о внесении изменений в главу 21 НК РФ (направлен в Госдуму, Минэкономразвития России, Минпромторг России, Администрацию Президента РФ и Аппарат Правительства РФ)
  • запрос в Минфин России о налогообложении имущества ПИФов
  • запрос в Минфин России о налогообложении затрат будущего арендатора по отделке помещений до ввода здания в эксплуатацию

 1  Имеется в виду Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
2  Законопроект, принятый Госдумой в первом чтении см. на сайте Госдумы ФС РФ:
http://asozd2.duma.gov.ru/. Законопроект, предложенный ко второму чтению см. на сайте Минфина России http://www.minfin.ru/ru/index.php?month41=4-2029&pg56=24
3  Проект Федерального закона № 482215-5 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (принят в первом чтении 25.03.2011, второе чтение запланировано на 01.07.2011).
4  В частности речь шла о новых возможностях АПК РФ, закрепленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 228-ФЗ. 
5 См., в частности постановления Президиума ВАС ОФ от 25.01.2011 № 10120/10, от 15.02.2011 № 13485/10, от 01.03.2011 № 13018/10, от 17.03.2011 № 14223/10, от 29.03.2011 № 16400/10, от 12.04.2011 № 14883/10, от 26.06.2011 № 23/11.  
6  См., постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 16240/10,  от 26.04.2011 № 17393/10, № 17393/10 и № 11185/10, от 24.05.2011 № 18421/10, от 14.06.2011 № 15093/10.