Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговая стратегия России на рубеже десятилетий

17, Декабря 2010

14 декабря 2010 г. в Москве прошел VI Всероссийский налоговый форум, организованный Торгово-промышленной палатой РФ при поддержке юридической компании «Пепеляев Групп». Генеральным информационным партнером выступил журнал «Налоговед».

В мероприятии приняли участие представители Госдумы ФС РФ, Минфина России и ФНС России, региональных торгово-промышленных палат и других общественных организаций, представители бизнеса, налоговые адвокаты и консультанты, представители науки.

Обсуждалось развитие налоговой системы России, возможность выработки совместной позиции бизнеса и государства по вопросам налоговой политики. По данным Минфина России, рост налоговой нагрузки на бизнес (без учета страховых взносов) в 2011 году составит около 2% ВВП, особенно пострадает малый и средний бизнес. Увеличение налоговой нагрузки в первую очередь связано с резким увеличением ставок страховых взносов, ставок акцизов и НДПИ, не приведет к запланированному росту экономики в объеме 4-6% ВВП, а значит, уже сейчас следует корректировать налоговую политику государства.

Пленарное заседание открыл президент ТПП РФ Е.М. Примаков. Указав на то, что в настоящее время обсуждается возможность повышения налогов, чтобы таким способом погасить в кратчайшие сроки дефицит госбюджета и обеспечить растущие социальные обязательства, он подчеркнул, что такой «шаг» отрицательно скажется на планах государства по долгосрочному экономическому росту России и внедрению инноваций.

При выработке налоговой политики необходимо уделять особое внимание вопросам контроля за расходованием бюджетных средств и дифференцированно подходить к пересмотру налоговой нагрузки на те или иные сферы бизнеса. Следует провести ревизию налоговых льгот, передав право их предоставления по региональным и местным налогам на места. Экономическую активность бизнеса можно стимулировать за счет снижения не только налоговой нагрузки, но и административной и коррупционной.

 

Поддержав правительственный законопроект о налоговом стимулировании инновационной деятельности, предусматривающий введение на три года льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, Е.М. Примаков заметил, что в число льготников должны войти организации, уже осуществляющие мероприятия по модернизации своих объектов и повышающие их энергоэффективность. Целесообразно было бы увеличить с запланированных трех до пяти лет срок применения этой льготы. Инновационным предприятиям, использующим общую систему налогообложения, стоит ввести «налоговые каникулы» на два первых года работы, разрешить научным и инновационным компаниям включать в состав расходов по налогу на прибыль затраты на капитальные вложения в размере 50% первоначальной стоимости основного средства и расходов, понесенных в случае их достройки, модернизации и т.п.

Увеличение в 2009 году до 30% амортизационной премии создало благоприятные предпосылки для обновления основных средств, но этот механизм лишь отодвигает уплату налога на прибыль, кроме того, предоставление амортизационной премии не связано с тем, куда налогоплательщик направляет высвободившиеся денежные средства. По мнению Е.М. Примакова, необходимо вернуться к прямой инвестиционной льготе – освобождению от налогообложения части налоговой базы при инвестировании средств на расширение или восстановление основных фондов производственного назначения.

Заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам С.И. Штогрин сообщил собравшимся об итогах законотворческой деятельности депутатов в 2010 году в экономической и налоговой сфере. Продолжая эту тему, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин представил нововведения и планируемые изменения НК РФ. Он отметил, что в 2011 г. будет продолжена работа над законопроектами по трансфертному ценообразованию и консолидированной группе налогоплательщиков, в перспективе планируется отмена ЕНВД и введение патентной системы для определенных видов деятельности, предоставление льгот инновационным организациям, сокращение срока амортизации нематериальных активов, изменение порядка учета НИОКР, большое внимание будет уделено поиску новых источников пополнения бюджета.

Управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», сопредседатель Экспертного совета при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства С.Г. Пепеляев обратил внимание на появление в России обязательных платежей, которые не названы налогами и в бюджет не уплачиваются, но по сути своей – налоги, так как обладают всеми признаками налогов, указанными в статье 8 НК РФ. В качестве примера он привел так называемый «налог на копирование» - платежи изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей на счета общественной организации, собирающей средства для выплаты компенсаций авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за их свободное воспроизведение в личных целях[1]. К таким платежам можно отнести и страховые взносы во внебюджетные фонды, которые заменили ЕСН, разного рода платежи, взимаемые с энергетических компаний и предприятий связи. Подобные парафискальные платежи должны устанавливаться не актами правительства, а регулироваться законодательством.

Участники отметили, что законодатель должен так формулировать нормы, чтобы при их применении не возникало неоднозначного толкования, приводящего к спорам. Судья Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Поповченко представил судебную практику разрешения налоговых споров в 2010 году, выделив в числе актуальных для бизнеса правовые позиции Президиума ВАС РФ:

  • об обязательном извещении налогоплательщика о месте и времени рассмотрения акта налоговой проверки (Постановление от 25.02.2010 № 14458/09),
  • о признании неправомерной практики налоговых органов, когда решение о привлечении к налоговой ответственности подписывается должностным лицом, не принимавшим участие в рассмотрении материалов налоговой проверки (Постановление от 29.09.2010 № 4903/10),
  • о недопустимости автоматической «субсидиарной» ответственности налогоплательщика за поставщиков (постановления от 09.03.2010 № 15574/09 и от 20.04.2010 № 18162/09).

Не осталось без внимания участников Форума и Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2010 № 4292/10, в котором сделан вывод о том, что у налогового органа отсутствует законодательная обязанность приглашать налогоплательщика на рассмотрение апелляционной жалобы. Как пояснил, А.А. Поповченко, суд не наделен полномочиями создавать нормы права, разрешая спор, он только применяет и толкует существующие законодательные нормы.

Начальник отдела анализа, планирования контрольной работы и мониторинга крупнейших налогоплательщиков Контрольного управления ФНС России К.В. Новоселов, в свою очередь, заметил, что препятствий приглашать налогоплательщика, пожелавшего принять участие в рассмотрении апелляционной жалобы, у налогового органа нет.  

Работа Форума проходила и в формате «круглых столов». Итоги обсуждений на круглых столах были представлены участникам Форума на пленарном заседании.  

Круглый стол «Налоговая политика и практика – 2010»

Обсуждалось расширение практики взимания парафискальных платежей, изменения в налогообложении группы компаний и возможности «перезагрузки» взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Участники выразили обеспокоенность появлением разного рода обязательных платежей, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, признали необоснованным установление суммы «налога на копирование» в процентном соотношении от стоимости носителя (таможенной стоимости), обратили внимание на отсутствие конституционно-правовой базы для таких платежей и пришли к выводу, что такие платежи могут вводиться только в законодательном порядке.

Бизнес-сообщество выразило тревогу по поводу принятия законопроекта о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием в редакции, предложенной Минфином России. Было замечено, что в Бюджетном послании Федеральному собранию РФ от 25.05.2009 г. Президент РФ поручил законодателю установить понятные и работоспособные механизмы такого контроля.

Представители бизнеса указали на то, что в России любая бизнес-модель проходит пост-проверку налоговыми органами, а спор о толковании налогового закона или оценке хозяйственных операций разрешается, как правило, только в суде – в результате в течение 3 – 5 лет существуют налоговые риски, которые отрицательно сказываются не только на подвергшемся проверке налогоплательщике, но и на всей отрасли, в которой он ведет деятельность. Изменить ситуацию сможет предварительное согласование бизнес-решений с налоговыми органами, такая практика существует в европейских странах.

Участники поддержали решения государства, направленные на внедрение в налоговую практику электронного документооборота и признали позитивным общее снижение количества налоговых проверок.            

Круглый стол «Как не ударить по бизнесу при решении проблемы бюджетного дефицита?»

Рассматривались возможные способы взаимодействия бизнеса и государства при выработке новых механизмов формирования бюджетов. Отмечена необходимость создания равных условий для бизнеса при налогообложении и повышение эффективности контроля за имеющейся налоговой базой, выявление скрытых от налогообложения источников, усиление борьбы с использованием офшоров для неуплаты налогов.

Участники рекомендовали предпринимательскому сообществу повысить ответственность в части полноты и своевременности уплаты налогов, отказаться от практики применения неправомерных методов оптимизации налоговых платежей и создания «фирм – однодневок». Территориальным торгово-промышленным палатам, союзам (ассоциациям) предпринимателей рекомендовано проводить региональные и отраслевые налоговые конференции и семинары для открытого обсуждения актуальных налоговых вопросов.

Круглый стол «Крупные проблемы малого бизнеса»

Участники отметили, что, по данным Минфина РФ за 2010 год количество субъектов малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, выросло на миллион, а в структуре налоговых платежей малый бизнес занимает всего 2%. Вводимая с 2011 года обязанность уплаты страховых взносов увеличит совокупную финансовую нагрузку на малый бизнес примерно в 2,4 раза, объем отчетности и количество проверок. Такие последствия спровоцируют сокращение предпринимательской активности, уход «в тень», возврат к зарплатам «в конвертах», рост безработицы и «нелегальной» занятости. Обсуждалось предложение Минфина России о введении с 1 января 2012 г. «патентной системы налогообложения», а с 1 января 2014 г. – отмены ЕНВД.

Участники рекомендовали Правительству РФ распространить на всех плательщиков УСН и ЕНВД льготные размеры страховых взносов на период 2011-2014 гг.; снизить ставки единого налога при применении УСН до 5% при объекте налогообложения «доходы» и до 13% при объекте налогообложения «доходы минус расходы».

По итогам работы Форума подготовлены рекомендации, которые направляются в федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Участникам Форума был представлен Доклад ТПП РФ «Налоги и бизнес в 2010 году. Итоги и перспективы», в который вошли предложения территориальных торгово-промышленных палат, членских организаций системы ТПП РФ, мнения налоговых юристов и экономистов. Доклад доступен на сайте ТПП РФ www.tpprf.ru

Результаты анкетирования членских организаций ТПП России, территориальных торгово-промышленных палат

Эффективность изменений налогового законодательства в 2010 г.

  • недостаточны – 53%
  • достаточны – 47%

Уровень налоговой нагрузки на бизнес в 2010 г.

  • высокий – 51%
  • средний/оптимальный – 47%
  • затруднились ответить – 2% 

Уровень налоговой нагрузки на бизнес в сравнении с 2009 г.

  • остался неизменным – 58%
  • повысился – 27%
  • понизился – 7%

[1] Введен Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» вступило в силу 26.10.2010 г.